Культура России 18 века МОУ «Гимназия 1» г.Новомосковск Преподаватель истории Чернова Ия Юрьевна
В 18 веке ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики. Светское направление в искусствеСветское направление в искусстве - ведущее, пришел конец диктату церкви в определении характера русской культуры, разрозненные знания по различным отраслям стали превращаться в науку. Ее черты: светкость, демократизм, открытость в контактах с культурами других стран.
ОБРАЗОВАНИЕ -В 1701 г. в Москве основана Школа математических и навигационных наук. Вслед за ней открыты: Артиллерийская, Инженерная, Медицинская и др. -В 1708 г. ввели гражданский печатный шрифт взамен церковнославянского. И переход к арабским цифрам. В 1725 г.- открытие Академии наук. - в 1755г. создание Московского Университета по проекту Ломоносова.
НАУКА. М.В.Ломоносов – «1-й университет» - Ломоносов сыграл огромную роль как организатор русской науки: по определению А. С. Пушкина, «сам был первым нашим университетом». Это был ученый энциклопедических знаний, один из основоположников современного естествознания, физик, химик, астроном, геолог, историк, поэт и лингвист (исторические труды по праву, Реформа русского стихосложения, начатая В. К. Тредьяковским, завершена Ломоносовым,- «Петр1 в русском языке»)
Наука и техника ДЕЯТЕЛИ НАУКИ И ТЕХНИКИ: -Крестьянский сын М. Е. Головин (математик), солдатские дети И. И. Лепехин, С. П. Крашенинников (географ и этнограф) и В. Ф. Зуев были в числе первых русских академиков; - токарь Навигацкой школы А. К. Нартов (токарный станок), - гидротехник и строитель калмык М. И. Сердюков, -первый русский теплотехник, создатель «огнедействующей машины», солдатский сын И. И. Ползунов (паровой двигатель), вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России.-«нижегородский посадский человек», механик Академии наук И. П. Кулибин (одноарочный мост, карманные часы, фонарь-прожектор) вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России.
Русскую литературуРусскую литературу обогатили своими произведениями: А. Д. Кантемир, В. К. Тредьяковский (филолог-теоретик), А. П. Сумароков., А. Д. Кантемир(«Куму своему», «Филарет и Евгений» - защита петровских преобразований)- явился родоначальником русского классицизма, в стиле классицизма. Ломоносов, Фонвизин, Радищев, Державин, Крылов, и др., которые творили в стиле классицизма. Расцвет сентиментализмаРасцвет сентиментализма связан с творчеством Карамзина("Бедная Лиза")- кон.18в.
Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 18 века: Иван Никитич Никитин «Напольный гетман»)-Иван Никитич Никитин (1680 около 1742) был одним из первых русских портретистов. (портрет канцлера Г. И. Головкина и портрет, известный под названием «Напольный гетман»)
Андрея Матвеевича Матвеева-К концу 20-х 30-м гг. XVIII в. относится творчество живописца Андрея Матвеевича Матвеева - он стал первым русским мастером, умевшим «писать истории и персоны», т. е. не только портреты, но и картины на мифологические и исторические сюжеты. «Портрет супругов»Однако больше всего Матвеев знаменит как портретист. Самым известным его произведением считается «Портрет супругов»
Алексей Петрович Антропов «Портрет статс-дамы А. М. Измайловой», портрет Петра III- Алексей Петрович Антропов ( ) так и не удалось преодолеть некоторую иконописную плоскостность изображения: в его портретах зритель не ощущает пространства, окружающего модели ( «Портрет статс-дамы А. М. Измайловой», портрет Петра III ).
Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров появились новые жанры пейзажный, бытовой и исторический, который Академия художеств считала главным. Портреты написанные во второй половине 18 века художниками Левицким, Рокотовым и Боровиковским, говорят о своеобразии русского портрета того времени. Искусство портрета 18 века развивалось в различных своих разновидностях; парадный, полу парадный, интимный и камерный портрет.
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Eго творчество является кульминационной точкой развития русского портрета XVIII века. Художник как бы подвел итог тому, что было сделано за предшествующий период, и заложил основы новых достижений в области русского реалистического портрета.
Федор Степанович Рокотов ( )
Владимир Лукич Боровиковский ( )- Последний живописец века Просвещения,
Архитектура нач.18в – «петровское барокко»
Сер.18в. – зрелое барокко
Примером классицизма в скульптуре является памятник Петру I Э.М. Фальконе.
1-пол.18в. – барокко – К.Б.Растрелли- бюсты Петра1 и Меншикова.