Цели: сформировать понятие о пунктуации русского языка; выработать навыки правильной постановки знаков препинания. Урок в 5 классе по теме: «Пунктуация».
Проверка домашнего задания Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.
Изучение нового материала «Казнить нельзя помиловать» Вспомните, при каких обстоятельствах появилась в мультфильме «Страна невыученных уроков» эта фраза?
Изучение нового материала Правильно, она появляется тогда, когда все приключения главного героя подходят к концу и ему нужно преодолеть последнее препятствие, чтобы вернуться домой и исправить все ошибки, которые он допускал по неграмотности.
Изучение нового материала А теперь давайте подумаем, что могло бы случиться, если бы он поставил запятую не там, где нужно... Получилась бы фраза, которой мальчик подписал себе приговор: казнить, нельзя помиловать. Но, как вы все знаете, у этой истории получился благополучный финал. Мальчик поставил запятую в нужном месте, тем самым спас себя. Итак, правильный вариант казнить нельзя, помиловать.
Изучение нового материала Видите, какую важную роль может сыграть простая запятая в жизни человека, и как важно уметь и знать, куда ее нужно поставить, чтобы потом не было проблем. А теперь представьте себе, что в древние времена, когда только появилась письменность, люди вообще обходились без знаков препинания, да и без пробелов вообще. Как вы думаете, сложно было читать такие записи?
Изучение нового материала На доске записаны фразы. А) Но вот она приплыла к небольшому вишневому саду в котором приютился домик с красными и синими стеклами в окошках и соломенной крышей у дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем кто проезжал мимо Б) Новотонаприплылакнебольшомувишневому садувкоторомприютилсядомикскраснымиисини мистекламивокошкахисоломеннойкрышейудвер ейстоялидвадеревянныхсолдатаиотдавали ичестьвсемктопроезжалмим
Изучение нового материала Сложно ли прочитать какой - либо текст без знаков препинания и без пробелов? Какой вывод можно сделать?
Изучение нового материала Знаки препинания очень важны для рус- ского языка, они играют очень важную роль. А раздел науки о языке, который как раз и диктует нам правила постановки знаков препинания и изучает систему знаков препинания, называется пунктуацией.
Закрепление изученного материала «Где поставить запятую?» Очень-очень странный вид: Речка за окном горит Чей-то дом хвостом виляет Песик из ружья стреляет Мальчик чуть не слопал мышку Кот в очках читает книжку Старый дед влетел в окно Воробей схватил зерно, Да как крикнет, улетая: Вот что значит запятая! Б. Заходер
Закрепление изученного материала «Где поставить запятую?» Очень-очень странный вид: Речка за окном горит, Чей-то дом хвостом виляет, Песик из ружья стреляет, Мальчик чуть не слопал мышку, Кот в очках читает книжку, Старый дед влетел в окно, Воробей схватил зерно, Да как крикнет, улетая: Вот что значит запятая! Б. Заходер
Закрепление изученного материала Выполните упражнение 118. Прочитайте текст вслух, затем по себя и сжато перескажите, о чем этот текст. Выполните упражнение 119. О каких знаках препинания вы узнали?
Итог урока Что сегодня узнали нового, что повторили? -Я узнал… -Было интересно… -Особенно понравилось… -Оказалось неожиданным… -Вызвало затруднение… -Было сложно…
Домашнее задание. Параграф 25, упражнение 120.
Спасибо за урок!