Невского района г. Санкт-Петербург Компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Виды занятий по развитию связной речи дошкольников Виды занятий по развитию связной речи дошкольников Часть 3
Виды Описательный рассказ Рассказ по серии сюжетных картинок Пересказ Рассказ по картине Рассказ из личного опыта Разучивание стихотворений
Составление описательного рассказа Приемы работы 1. Вопросы взрослого по игрушке. 2. Образец взрослого. 3. План рассказа. 4. Оценка. Дополнительные приемы: подсказ дополнения детей наводящие вопросы
Составление описательного рассказа (по игрушкам, предметам, предметным картинкам) Важно: 1. Предварительная работа по сравнению предметов. 2. Проводится при прохождении каждой лексической темы. 3. Сравниваемые объекты перед глазами ребенка. 4. Закрепление в ходе продуктивных видов деятельности. 5. Учет индивидуальных особенностей речевого развития детей. 6. Первые рассказы – знакомая наглядная ситуация. Постепенное усложнение заданий.
Рассказ по серии сюжетных картинок Самостоятельное рассматривание картинок с последующим рассказом взрослого. 1. Детализация сюжетных картинок серии. 3. Рассказывание с одновременным выкладыванием картинок по сюжету (взрослый, затем ребенок) 2. Установление причинно-следственных связей (вопросы по содержанию картинок) с выбором соответствующих серии картинок. 4. Раскладывание картинок и составление рассказа детьми в соответствии с планом взрослого. 5. Совместное составление рассказа детьми с учетом последовательности. Полный рассказ одним ребенком. 6. Составление рассказа по своей серии самостоятельно. 7. Составление рассказа по памяти. 8. Составление детьми вопросов. На последующих занятиях:
Пересказ Используется при наличии фразовой речи. 2. Первичное ознакомление с художественным текстом. 3. Разбор и проговаривание незнакомых слов и понятий. 4. Повторное чтение художественного текста взрослым. 5. Пересказ детьми (с учётом индивидуальных особенностей ребёнка): -О-От начала до конца; -П-По частям; -П-По ролям; -С-С наглядностью; -О-От лица героя; 1. Вступительная часть
Рассказ по картине 2. Установка на рассматривание картины. 3. Беседа по картине. Приёмы: 1. Договаривание конца фразы. 2. Дополнение рассказа одного ребёнка другим. 3. Кто интереснее расскажет по картине. 4. Составление рассказа по картине. 1. Предварительная работа
Рассказ из личного опыта Рассказ из личного опыта 1.Вступительная часть: -б-беседа; -и-иллюстративный материал; -д-дидактическая игра. 2. Планирование рассказа. 3. Составление полного рассказа (рассказ по каждому из пунктов плана).
Разучивание стихотворений 1. Выразительное чтение стихотворения педагогом наизусть. 2. Нацеливание на заучивание. 3. Вопросы по содержанию. 4. Объяснение значения непонятных слов. 5. Построчное проговаривание хором и индивидуально. 6. Рассказывание стихотворения детьми. Приёмы: 1.Инсценировка при заучивании стихотворения 2.Выбор сюжетной картинки соответствующей тексту, предложенному взрослым. 3. Выбор сюжетной картинки и рассказывание соответствующего текста самостоятельно.
Детализация сюжетных картинок серии.
Установление причинно-следственных связей с выбором соответствующих серии картинок.
Пересказ детьми с наглядностью Пиктограмма Мнемотаблица
Материал на тему «Виды занятий по формированию связной речи дошкольников» подготовлен в рамках семинара- практикума для воспитателей подготовили учителя – логопеды ГДОУ 131 Юрченко Ольга Михайловна Екатерина Владимировна Комлева