Повторение домашнего задания Вопросы в учебнике на с. 15. Подготовка эссе
Домашнее задание §2 читать, материал лекции учить, работа с источником на с. 25 письменно. Тест «Специфика мифологического сознания» читать, проанализировать (
«Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях» Уроки 3-4.
1. Мифологическое сознание первого человека Миф - (др.-греч. μθος) - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Миф выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире
1. Мифологическое сознание первого человека В первобытном и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении Вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о зарождении жизни и явлении смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории, науки. Мифология осваивает действительность в формах образного повествования
1. Мифологическое сознание первого человека Для мифологического сознания все, что существует - одушевлено. Мифологическое пространство - это пространство души. Мифологическое сознание - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, объединяющая зачатки знаний, верований, политических взглядов, разных видов искусства и философского осмысления. Предпосылками мифологической логики служило Неспособность человека выделить себя из окружающей среды. В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют собой единое и неразрывное целое. Миф совмещает в себе 2 аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) синхронический (объяснения настоящего и будущего)
1. Мифологическое сознание первого человека Таким образом, с помощью мифов прошлое связано с будущим, и это обеспечивало духовную связь с поколением Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения Главное значение, мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком При мифологическом восприятии мира человек, его внутренний мир определяются и зависят от внешнего – макрокосма. Человек воспринимается как мельчайшая частица Вселенной
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира Первым источником религиозно-философской мудрости в Древней Индии стала так называемая ведическая литература Ве́ды (санскр., «знание», «учение») сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите Мир видится как извечное противостояние Космоса и Хаоса, боги часто выступают олицетворением природных сил Упаниша́ды (санскр. ) - древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера Реинкарнация (переселение душ) впервые упоминается в Ведах, обстоятельное описание доктрины реинкарнации содержится в Упанишадах
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира В индуизме душа, называемая атманом, - бессмертна, и только тело подвержено рождению и смерти. «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» Идея перевоплощения души любого живого существа людей, животных и растений - тесно связана с понятием кармы
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира Карма (буквально: «действие») является совокупностью действий индивидуума, выступающая причиной его следующего воплощения Круговорот рождения и смерти, приводимый в действие кармой, называется сансарой Душа находится в постоянном цикле рождения и смерти Желая наслаждаться в материальном мире, она рождается снова и снова ради удовлетворения своих материальных желаний, которое возможно только через посредство материального тела После многих рождений душа в конце концов разочаровывается в ограниченных и мимолётных наслаждениях, и начинает поиск высших форм наслаждения которые возможно достичь только с помощью духовного опыта
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира После продолжительной духовной практики (садханы) индивидуум в конце концов осознаёт свою вечную духовную природу - то есть, осознаёт тот факт, что его истинным «Я» является вечная душа, а не бренное материальное тело Когда все материальные желания прекращаются, душа более не рождается и освобождается из круговорота сансары Когда цепь рождения и смерти прерывается, говорится, что индивидуум достиг мокши, или спасения В индуизме одним способом для достижения мокши является йога - совокупность различных духовных, психических и физических практик
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира Буддизм - религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI века до н.э. в южной Азии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия и желания Прекратить страдания, достичь нирваны, можно практикой самоограничения и медитацией Будда ( до н.э.)
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира Нирва́на (санскр. «угасание, прекращение») - свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни) Четыре благородные истины буддизма 1.Мир есть страдание. Болезнь, старость и смерть - удел всех существ. 2. Желания и привязанности есть причина страданий и неудовлетворённости жизнью. 3. Избежать страданий можно путем достижения нирваны. 4. Достичь состояния нирваны можно Благородным Восьмеричным Путём.
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира Благородный Восьмеричный Путь 1. Правильное понимание 2. Правильное намерение 3. Правильная речь 4. Правильные действия 5. Правильные средства к существованию 6. Правильное усилие 7. Правильная внимательность 8. Правильное сосредоточение Центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности путем ухода от нее в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний
3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества» Даоси́зм - учение о «дао» или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии Лао-цзы Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец) древнекитайский философ VI-V веков до н.э., один из основателей учения даосизма, автор трактата «Дао Дэ Цзин» Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао - своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао всегда и господствует везде и во всем, безгранично. Дао никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться.
3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества» Нравственный идеал даосизма - это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао Даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания
3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества» Конфуцианство - китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию ( до н. э.) Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала Управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем (Императором) - «сыном Неба» Благородный муж - это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали
3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества» Главная задача благородных мужей - воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие попечение родителей о детях сыновнюю почтительность к старшим в семье справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами Перенесённые в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления Воспитание подданных – важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера «Управлять значит поступать правильно»
3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества» В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться Конфуций был решительным противником управления на основе законов Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда» «Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится»