L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Цель семинара: Выяснить, что такое фонематических слух, фонематическое восприятие Раскрыть роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и обучении грамоте. Познакомить с играми по формированию навыка звукового анализа.
Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова. Звуковой анализ- это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова. Синтез -сочетания звуковых элементов в единое целое.
Наибольшее значение в процессе логопедической работы, несомненно, имеют дидактические игры, что связано прежде всего с тем, что их основная цель - обучающая.
Этапы работы по формированию фонематических процессов I Этап формирование фонематического восприятия развитие навыка узнавания неречевых звуков; различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов по высоте, силе, тембру; различение слов близких по звуковому составу; опознание фонемы (в тексте, предложении, среди рядов данных слов); Различение слов, близких по звуковому составу. Дифференциация фонем II Этап развития навыков звукового анализа и синтеза определение количества слогов в слове определение порядка звуков в слове; выделение отдельных звуков; различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);
I Этап формирование фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой
Зрительные символы (методика Ткаченко Т.А.) Гласные звуки можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений. Достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука
Зрительные символы согласных звуков Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них мы использовали не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным, жестовый символ.
Варианты игр с символами : Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор»
Игра «Поймай шпиона»
Игра «Подбери символ»
Игра «Магазин»
Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»
Игра «Рассели картинки в дома»
Игра «Найди место картинке»
Игра «Звуковая дорожка»
Игра «Пишем символами»
II Этап развития навыков звукового анализа и синтеза Фонематический анализ– это вторая ступень к овладению грамотой.
«Найди пару" «Логопедическое лото" «Рассели картинки по домикам" «Определи первый звук в слове"
«Подбери слово» «Цепочки» Гномики-звуковички «Волшебный цветок»
«ВОЛШЕБНЫЕ КУБЫ» Это игровое пособие представляет собой серию кубиков разной величины, на гранях которых изображены символы звуков, схемы слов и предметные картинки с изучаемым звуком. Каждый куб носит свое название: «Звуковая дорожка», «Найди звук», «Назови первый звук в слове» Игры с волшебными кубами развивают фонематическое восприятие и возможность выделять звук на фоне слова, называть слова на заданный звук и определять позицию звука в слове.
Большое спасибо Вам за внимание!