Вторые имена морфем. Варианты морфем. Составила: О.П.Толстухина
Цели и задачи: 1.Повторить морфемы. 2.Познакомить с новыми понятиями. 3.Добиться понимания, что такое варианты морфем.
Назовите морфемы. Какая морфема в слове самая главная? Какая морфема живет перед корнем? А какие морфемы располагаются после корня? приставкакореньокончаниесуффикс
приставкакореньсуффиксокончание аффиксы префикс флексия Постфикс (-ся, -сь) Моюсь моешься
1. Приставки, суффиксы, окончания, постфиксы называются… 2. Приставки называются… 3. Окончания называются… аффиксы префиксы флексия
Сравните: Упростить – упрашивать Поглотит – поглощение Муха-мушиный Подлить-подозвать Разделить-растереть Травяной-деревянный Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав. Те части слова, в которых появляется чередование, называются вариантами морфем.
Тренировка Списать, подчеркнуть чередующиеся гласные и согласные. Спорить – оспаривать, облако- облачный, морозить-мороженое, вопль-вопить, огурец-огуречный, казах-казачий-казацкий, воздух- воздушный, князь-княгиня- княжеский.
Записать текст, найти глаголы с приставкой и разобрать их по составу: Впереди в..дна мутная сталь в..ды. Из-за озера, из еловых перел..сков выплывают орлы. Они выд..ляют..ся грозными силуэтами на фоне закатного со..нца. Испуганный их внезапным по..влением, замирает весь п..рнатый мир. Прекратили драку селезни. См..лкла л..бединая переклич..ка. Орлы доз..ром обл..тают озёра.
1.Что нового узнали на уроке? 2.Что было интересно? 3.Чему научились? Д.з. упр.415