Правила построения рациональных организационных структур
Принципы организации А. Файоля Четкие целиЯсность «пути» организации Один центр подчиненияЕдинство управления Один центр управленияЕдинство контроля Четкие линии инстанций Скалярная цепь подчинения от верхних эшелонов иерархии к нижним Равенство прав и обязанностей Четкие полномочия персонала Рациональное разделение труда Деление труда на логическую группировку задач по подразделениям Четкое определение ответственности Добросовестность коллектива
Структура – это логические отношения функций в организации, установленные для эффективного достижения целей организации; Структура – это логические отношения функций в организации, установленные для эффективного достижения целей организации; Организационная структура управления (ОСУ) - упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого; Организационная структура управления (ОСУ) - упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого;
Виды организационных структур управления в зависимости от масштабов и характера деятельности
Характеристики и условия эффективного применения механического и органического подходов при выборе ОСУ Механический тип организацииОрганический тип организации Характеристики Жесткая иерархия, централизованное принятие решений, регламентированные обязанности, четкие права и ответственность, формализованные каналы коммуникаций Сотрудничество, децентрализация принятия решений, амбициозная ответственность, Неформальная коммуникация Условия Цели и задачи известны, задачи поддаются делению, работа измеряема, оплата труда мотивирует Неопределенность целей и задач, задачи сложные, работу измерить сложно, мотивирование потребностей верхнего уровня
Централизация – концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией; Централизация – концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией; Децентрализация – это передача или делегирование ответственности на нижние уровни управления; Децентрализация – это передача или делегирование ответственности на нижние уровни управления;
Переменные измерения степени централизации Число решений принимаемых на каждом уровне управления; Число решений принимаемых на каждом уровне управления; Возможность решения для организации в целом; Возможность решения для организации в целом; Степень контроля за исполнением принятого решения Степень контроля за исполнением принятого решения
Диапазон контроля на примере организационной схемы
Спасибо за внимание Спасибо за внимание