Знакомство с пьесой А.Н.Островского «Гроза».. Работа с афишей к драме «Гроза» Порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Знакомство с пьесой А.Н.Островского «Гроза».. Работа с афишей к драме «Гроза» Порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы).
Advertisements

« А душу можно ль рассказать…»? (С. Есенин) Речевая характеристика персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза»
Урок-семинар по драме А.Н.Островского «Гроза» Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины.
Основной конфликт А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований.
В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов. Так воспитывался.
Выполнила : Селиванова О. В. Учитель литературы. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается.
Быт и нравы города Калинова в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Александр Николаевич Островский (1823 – 1883). Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» Выполнила ученица 10 А класса Фатеева Светлана.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС 1 урок А.Н.ОСТРОВСКИЙ. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА 2урок ДРАМА «ГРОЗА». ИДЕЙНО- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. 3 урок Город Калинов.
ПЕРЕД ГРОЗОЙ, В ГРОЗУ И О «ГРОЗЕ» Мастерская построения знаний и творческого письма (По драме А.Н.Островского «Гроза»)
Как вы понимаете название пьесы А.Н.Островского «Гроза»?
( ). КостромаТоржок Кинешма С Костромой город Калинов связывает живописная местность, с Кинешмой – сцена Страшного суда, запечатленная на паперти.
Тема урока: Драма А.Н.Островского «Гроза» Образ Катерины. Цель :проанализировать образ главной героини, обсудить и понять её поступок.
ИГРАЕМ ОСТРОВСКОГО ! Игра для 10- х классов. АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ 1. Продолжая семейную традицию, какую профессию выбрал поначалу Островский.
Путешествие по Волге В годах А.Н.Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Поездка.
История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Самое решительное произведение Островского»
А.Н.Островский Образ грозы в пьесе «Гроза» СОСТАВИЛА С. И. ТАРАСЕНКО Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос.
НАУЧНЫЙ СОВЕТ Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры.
«Чудеса!.. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.» («Гроза», действие I, явл. 1) И.Левитан. Вечер. Золотой плёс.
Транксрипт:

Знакомство с пьесой А.Н.Островского «Гроза».

Работа с афишей к драме «Гроза» Порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы). Характер имён и фамилий. Указывают на отношение автора к героям Отражают нравственные устремления или внутренние качества.

Быт Торжка. Положение замужней женщины. Быт Торжка. Положение замужней женщины. Кинешма. Восхитительная природа. Кинешма. Восхитительная природа. Как бы подчёркивая, обобщающий характер места действия пьесы «Гроза», драматург называет вымышленный город – Калинов. Как бы подчёркивая, обобщающий характер места действия пьесы «Гроза», драматург называет вымышленный город – Калинов.

Роль пейзажа в пьесе. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Слова Кулигина, любующегося красотой русской природы, вызывает у читателя мысль о том, что и жизнь должна быть прекрасной в этом уголке.

Почему местом действия Островский выбрал общественный сад, а временем – окончание службы в церкви?

Какова роль первых 4 явлений в пьесе? Знакомят с жизнью семьи Кабановых. Знакомят с жизнью семьи Кабановых. Рассказывают об отдельных лицах. Рассказывают об отдельных лицах. Дают характеристику Дикому – хищнику и ругателю. Дают характеристику Дикому – хищнику и ругателю. Помогают оценить героев: Кулигина, Кудряша, Бориса. Помогают оценить героев: Кулигина, Кудряша, Бориса. Содержат противоречивые оценки нравов, царящих в Калинове (Кулигина и Феклуши). Содержат противоречивые оценки нравов, царящих в Калинове (Кулигина и Феклуши).

Роль 5 явления. Знакомство с Катериной и Кабанихой. Неизбежность конфликта между ними. Кабаниха вызывает страх. Кабаниха вызывает страх. Она деспотична, груба, ханжа, фанатически отстаивающая старое. Она деспотична, груба, ханжа, фанатически отстаивающая старое. Кабаниха играет активную роль, она ведёт разговор, упрекает, наставляет, угрожает, ругает. Кабаниха играет активную роль, она ведёт разговор, упрекает, наставляет, угрожает, ругает.

В чём упрекает домашних Кабаниха? Какова цель её постоянных придирок? Упрекает детей в непочтительности к старшим. Упрекает детей в непочтительности к старшим. Изводит Тихона за то, что он хочет жить своим умом. Изводит Тихона за то, что он хочет жить своим умом. Она наставляет, как надо жить, чтобы поддержать порядок в семье. Она наставляет, как надо жить, чтобы поддержать порядок в семье.

Что означает слово «порядок» в устах Кабанихи? Беспрекословное подчинение младших старшим. Молодые должны испытывать постоянный страх и трепет, а старшие обязаны внушать младшим именно эти чувства.

Кулигин, говоря о Кабанихе, называет её ханжой. Каково значение этого слова? Чем можно подтвердить слова Кулигина? Ханжество – лицемерие, прикрытое напускной добродетельностью, иногда набожностью. Ханжество – лицемерие, прикрытое напускной добродетельностью, иногда набожностью. Ханжескую окраску речи Кабанихи придают ласкательные слова («мой друг», «милая моя»), самоуничижение («мать стара», «мать глупа»), ссылки на родительскую любовь, стремление представить себя несчастной («дождётесь, поживёте на воле, когда меня не будет»). И всё это в сочетании с откровенной грубостью, властностью. Ханжескую окраску речи Кабанихи придают ласкательные слова («мой друг», «милая моя»), самоуничижение («мать стара», «мать глупа»), ссылки на родительскую любовь, стремление представить себя несчастной («дождётесь, поживёте на воле, когда меня не будет»). И всё это в сочетании с откровенной грубостью, властностью.

Как относится Кабаниха к домашним? Почему же именно Катерина вызывает ненависть Кабанихи? Катерина мало говорит в этом явлении, и всё же своим поведением она бросает вызов «тёмному царству», сама об этом не подозревая. Катерина протестует против оскорблений Кабанихи, считает их незаслуженными. «Терпеть напраслину» привыкли и Тихон, и Варвара, а она, невестка, не имеющая никаких прав в семье, защищает своё человеческое достоинство. Катерина мало говорит в этом явлении, и всё же своим поведением она бросает вызов «тёмному царству», сама об этом не подозревая. Катерина протестует против оскорблений Кабанихи, считает их незаслуженными. «Терпеть напраслину» привыкли и Тихон, и Варвара, а она, невестка, не имеющая никаких прав в семье, защищает своё человеческое достоинство. Обращение к Кабанихе на «ты», в то время, как Тихон и Варвара называют её на «вы», должно раздражать Кабаниху. Обращение к Кабанихе на «ты», в то время, как Тихон и Варвара называют её на «вы», должно раздражать Кабаниху.

Обсудим пьесу в группах: 1 группа. 1 группа. Проанализировать речь Катерины. Как речь открывает её внутренний мир? 2 группа. 2 группа. В чём различие между жизнью в доме родителей Катерины и Кабанихи? Почему Варвара не поняла Катерину? 3 группа. 3 группа. Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе? Какое значение для понимания характера Катерины имеет её страх перед грозой? Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе? Какое значение для понимания характера Катерины имеет её страх перед грозой?

ДикойКабаниха О нём О ней "ругатель"; "как с цепи сорвался""все под видом благочестия"; "ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем"; "бранится"; "точит, как ржа железо" Он сам: Она сама: "дармоед"; "проклятый"; "провались ты"; "глупый человек"; "поди ты прочь"; "что я тебе - ровный что ли"; "с рылом-то и лезет разговаривать"; "разбойник"; "аспид"; "дурак" и др. "вижу, что вам воли хочется"; "тебя не станет бояться, меня и подавно"; "хочешь своей волей жить"; "дурак"; "приказывай жене"; "должен исполнять, что мать говорит"; "куда воля-то ведет" и др. Вывод. Дикой -- ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми Вывод. Кабаниха -- ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Основной конфликт драмы Борьба молодых сил со старым миром, непримиримость двух миров. Основная мысль. Если уж женщина – самое слабое и забитое существо – начинает протестовать, значит, конец «тёмного царства» близок.