Педагогическая дифференциация ЗПР от умственной отсталости в условиях общеобразовательного учреждения Областной центр диагностики и консультирования
Основные параметры наблюдения Внешний вид Внешний вид Поведенческие реакции Поведенческие реакции Познавательный интерес Познавательный интерес Развитие когнитивной сферы Развитие когнитивной сферы Обучаемость Обучаемость Особенности эмоционально- личностного развития Особенности эмоционально- личностного развития
Внешний вид УО Возможно наличие внешних стигмов. Ребенок может держаться без дистанции. Бывает эйфоричным или дисфоричным ЗПР Если это гармонический инфантилизм, то выглядит младше паспортного возраста. Часты признаки соматических заболеваний, истощаемость, астеничность
Поведенческие реакции УО На бытовом уровне могут быть адекватны (любят дежурить, делать уборку), но к результатам своей деятельности относятся не критично На бытовом уровне могут быть адекватны (любят дежурить, делать уборку), но к результатам своей деятельности относятся не критично ЗПР Поведенческие реакции могут быть неадекватными, но отношение к ситуации более критично и негативное поведение носит защитный, вторичный характер Поведенческие реакции могут быть неадекватными, но отношение к ситуации более критично и негативное поведение носит защитный, вторичный характер
Познавательный интерес УО Отсутствует или крайне низок. Чаще стремятся действовать по образцу, интереса к новым видам или формам деятельности не проявляют. ЗПР Проявляют познавательный интерес. Больше мотивированы на деятельность Проявляют познавательный интерес. Больше мотивированы на деятельность
Развитие когнитивной сферы Тотальное недоразвитие высших психических функций: памяти, внимания, конструктив- ного праксиса. Тотальное недоразвитие высших психических функций: памяти, внимания, конструктив- ного праксиса. При ЗПР (гармонический инфантилизм) – развитие ребёнка соответствует норме ребёнка более младшего возраста. В случае парциального недоразвития картина нарушений мозаична При ЗПР (гармонический инфантилизм) – развитие ребёнка соответствует норме ребёнка более младшего возраста. В случае парциального недоразвития картина нарушений мозаична
Обучаемость УО Низкий уровень обучаемости: с трудом принимают и используют помощь, низкий темп усвоения материала. Не могут использовать полученные знания в новой ситуации ЗПР Уровень обучаемости может быть крайне низок, но более активно используют помощь. Более высокий темп усвоения материала, выражена возможность использования полученных знаний в новой ситуации
Особенности эмоционально- личностного развития УО Дети часто зависимы, не самостоятельны. Эмоциональные реакции элементарны, не способны понимать и адекватно реагировать на чувства других людей ЗПР Способны к адекватному эмоциональному реагированию, но возможны различные варианты отклоняющегося поведения, которые носят защитный характер