«Государственные требования (стандарты) дошкольного образования определяют направление проектирования образовательных программ, являющихся средством развития познавательной мотивации и способностей ребенка, его образа мира и обеспечивают в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми становление общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры в дошкольном детстве». Коллегия Минобразования РФ от 27 апреля 1994 года. Определение стандарта дошкольного образования
1996 год Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (утверждены приказом Минобразования РФ 448 от г.) 2009 год Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ 655 от г.) 2011 год Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ 2151 от г.) Этапы стандартизации в системе дошкольного образования
Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка Конституции Российской Федерации Законодательства Российской Федерации, Нормативные основания разработки стандарта
поддержки специфики и разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности; осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Основные принципы
Программа направлена : на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды ФГОС Направленность Программы
ФГТ Содержание Программы включает совокупность 10 образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно - речевому и художественно-эстетическому. ФГОС содержание образовательной работы по 5 образовательным областям с учётом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
Социально коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно эстетическое развитие Физическое развитие
для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисования, лепки, аппликации); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГОС
Требования к объему Программы и ее частей Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания воспитанников в Организации ФГТ Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы. ФГОС Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.
Программа должна включать три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ
Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку; планируемые результаты освоения Программы. Целевой раздел
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, их особых образовательных потребностей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Целевой раздел
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся: характеристика развития ребёнка на этапе начала дошкольного возраста (к 3-м годам) характеристика развития ребёнка на этапе завершения дошкольного образования (к 7-ми годам) Целевой раздел