Языческая религия Со второй половине первого тысячелетия нашей эры, на первый план в пантеоне язычества выдвигается громоносный Перун, бог молнии, грозы, войны, оружия ПерунПерун становится главным божеством восточных славян, покровителем воинов и князей Перун С его именем связан расцвет языческих верований накануне образования Киевской державы и в период её становления
Перун Он почитался производителем всех воздушных явлений Рука его управляла громом молнии Истукан этого божества был сделан не из одного вещества Стан был вырезан из дерева Голова вылита из серебра Уши и усы изваяны из золота Ноги же выкованы из железа В руке держал нечто, похожее на молнию, которую представляли вместе составленные рубины и карбункулы Перед ним горело неугасаемое пламя, за небрежение которого жрец наказывался смертью, состоящей в сожжении его как врага этого божества
Перун Общеславянский культ Перуна восходит к культу бога грозы (грома) в индоевропейской мифологии и имеет много общих черт с аналогичным культом Перкунаса в балтийской мифологии Бог грозы уже в индоевропейской традиции связывался с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и её предводителя (у славян - князя), особенно на Руси
Перун Главным оружием Перуна были камни и стрелы, а также топоры, являвшиеся, как и стрелы, предметами языческого культа Его считали властелином четырех стихий: небесного огня -молнии ;земли которую он сотрясал громовыми ударами; воды которую проливал во время грозовых ливней; воздуха, по которому о гнал темные тучи. Его считали властелином четырех стихий: небесного огня -молнии ;земли которую он сотрясал громовыми ударами; воды которую проливал во время грозовых ливней; воздуха, по которому о гнал темные тучи.
Перун Перун, первоначально в образе всадника на коне или на колеснице, поражает своим оружием змеевидного врага После победы Перуна над врагом освобождаются воды (в архаических и поздних трансформациях мифа скот, женщина, похищенная противником Перуна) и проливается дождь
Перун Златобородый (мёд по бороде течёт) Перун в правой руке держал лук, а в левой – колчан со стрелами Самый сильный в природе, борется со злыми силами 2 августа – Перунов день В этот день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел Перуна, превращается в различных зверей В давнее время 2 августа собак и кошек в дом не пускали, чтобы не нанести грозу – гнев Перуна Птица Перуна – петух, день Перуна – четверг
Перун Характерной чертой мифов и ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами («Перунов дуб») и с возвышенностями, на которых ставили в древности идолы Перуна (в Киеве и Новгороде) и его святилища В пантеоне Киевской Руси Перун почитался как высший бог, что видно и по его месту в списках богов Картина А. Н. Фанталова Руна Перуна
Перуница жена Перуна Дочь Перуна – Девана Перун Перунов цвет
Небесная свадьба (А. Н. Фанталов, 1996) Картина показывает сюжет, присутствующий в славянской и балтской мифологиях В одном из вариантов Месяц похищает невесту солнца - Утреннюю зарю, но Перун разрубает его надвое Священный день недели Священный день недели громовержца - четверг, священная птица - орел, священное дерево - дуб, священное оружие - молот или топор Священный день недели
Велес В древнерусских источниках (начиная с договора русских с греками 907 в «Повести временных лет» выступает как «скотий бог» - покровитель домашних животных - и бог богатства В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Велеса, по- видимому, на Подоле (в нижней части города)
Велес Велес считался и богом богатства Он породнил человека и животное, учил людей не убивать животных, а использовать их в хозяйстве Велес – опекун волхвов, творцов, пастухов, торговцев; наделяет человека талантом, физическими данными: высоким ростом, хорошим голосом, слухом Он – отец великанов; вол – могучий, большой Его день – понедельник Его день – понедельник У древних славян существовал жатвенный обычай – «завивать бороду» Последние колосья не сжинали, а сплетали в бороду, как подарок богу Велесу, Эти несколько стеблей хлебных злаков – волотей - называли «Волосовой бородкой» Трава и лес – власы земли
Велес В христианскую эпоху Велес был ассимилирован и заменён христианским покровителем скота святым Власием (сыграло роль и звуковое соответствие имён), а также Николой, и Юрием (Георгием) Характерно также переплетение культа Велеса – Власия с почитанием медведя как хозяина животных Называние Бояна «Велесовым внуком» в «Слове о полку Игореве» может отражать древнюю связь культа Велеса с обрядовыми песнями и поэзией В славянской мифологии Велес был противником громовержца Перуна
Триумф Велеса (А. Н. Фанталов, акварель, тушь) Здесь Велес показан обладателем жизненной силы и стихийной мощи, подобным греческому Дионису, индийскому Шиве/Рудре, кельтскому Цернунну и, особенно – балтскому Велсу Здесь Велес показан обладателем жизненной силы и стихийной мощи, подобным греческому Дионису, индийскому Шиве/Рудре, кельтскому Цернунну и, особенно – балтскому Велсу
Хорс Хорс тоже бог солнца Некоторые исследователи считали, что Хорс и Даждьбог - две ипостаси одного и того же солнечного божества, подобно тому как в Древней Греции существовали Феб - Аполлон, Вакх - Дионис и т.д. Хорс и Сварог А. Н. Фанталов 1991
Хорс – бог солнечного диска Хорс – бог солнечного диска, око неба. Ласковый и добрый бог, который всем отдаёт своё тепло Победить его никто не может, потому что подступиться к нему нельзя: поднимается он выше всех на небе Представляется молодым красивым юношей На идолах бога Хорса были изображены солнечные знаки Хорс – бог пантеона киевского князя Владимира Его день – вторник
Храм Хорса
На Руси одновременно существовало три бога солнца: Даждьбог, Хорс и Ярило Даждьбог противостоял миру Тьмы, Нави Он олицетворял собой небесный свет, проливающийся на землю, в мир Яви Он есть всегда, даже в дождливый и пасмурный день, когда небо затянуто тучами Это был Белый свет, которым называли наш мир, так и говорили: «Обойти весь белый свет» Совсем иное дело, когда светит солнце: жизнь кажется прекрасной Хорс бог солнечного, желтого, света Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться, а также хоровод, хоромы У многих народов словом «хоро» обозначали солнечный диск, круг Отсюда и название танца по кругу и круговых построек Город Корсунь раньше назывался по имени бога солнечного света Хорсунь
Семаргл Больше всего разногласий вызывает славянское божество Семаргл (Симаргл) - бог огня Исследования современных учёных указывают на его иранское происхождение - он близок персидскому Симургу, вещей птице иранской мифологии Симаргл породил бога ветра и повелителя вихрей - Стырея (Стрибога)
Семаргл Семаргл не пускает в мир зло Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия Купальницы А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев у Семаргла и Купальницы рождаются дети Кострома и Купала Кострома Русский грифон А. Н. Фанталов
Стрибог Стрибог - бог ветра, бури, вихря, вьюги. Возможно, он был олицетворением враждебных сил, злым существом на древнерусском Олимпе В "Слове о полку Игореве" ветры названы "Стрибожьими внуками" : «Вот Стрибожьи вылетели внуки - Зашумели ветры у реки, И взметнули вражеские луки Тучу стрел на русские полки»
Стрибог – бог воздушных стихий, древнее верховное божество неба и вселенной Дышит ровно и шумно, гуляет по морским просторам А если прогневается – загудит, закрутит, завоет, облака соберёт, волну поднимет, корабли разбросает, а то и потопит Представляется в образе гусляра, перебирающего струны, с луком за спиной, а на поясе – сагайдак со стрелами Стрибог – преодолевающий преграды, ветры – его внуки, день его – воскресенье Один из богов пантеона киевского князя Владимира
Князь Владимир Святославович совершил попытку создать в 980 году общегосударственный пантеон в Киеве, на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши Главными божествами пантеона были громовержец Перун и "скотий бог" Велес, противостоявшие друг другу топографически (идол Перуна на холме, идол Велеса внизу, возможно, на киевском Подоле), вероятно, по социальной функции (Перун бог княжеской дружины, Велес всей остальной Руси) Единственный женский персонаж киевского пантеона Мокошь связан с характерными женскими занятиями (особенно с прядением)