Я ЗЫЧЕСКИЕ СЛАВЯНСКИЕ БОЖЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.В.Г ОГОЛЯ И В «С ЛОВЕ О ПОЛКУ И ГОРЕВЕ »
Ц ЕЛИ РАБОТЫ : - пробудить интерес к славянской языческой мифологии; - собрать и классифицировать материал по языческим славянским божествам; - проанализировать «Слово о полку Игореве» на предмет использования автором образов славянских богов; - выявить, какие образы славянских божеств использовал в своих произведениях Н.В.Гоголь; - дать характеристику мифологическим образам.
П УТИ РАЗВИТИЯ СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА ПЛЕМЕНА ВЕРИЛИ - в силы космоса и природы; - в души умерших предков и в духов (одухотворённые силы); - в Рода и Рожаниц; - в тотемных животных пращуров.
Б ОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН - наиболее древние неперсонифицированные – Род и Рожаницы; позже персонифицировались: Яровит, Световид, Ругевит, Дидилия, Зизя и др. - неперсонифицированные: берегини : Дед, Баба-Яга, Златая Баба, Златая Мать, Макошь, Домовой, Спорынья, Баюнок, Отеть, Окоёмы, Банник, Злыдни, Леший, Русалка ; бесы, шишиги, оборотни, чудо – юдо и др.
В «С ЛОВЕ …» Б ОЯН ИМЕНУЕТСЯ ВНУКОМ В ЕЛЕСА. В ЕЛЕС – ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ СЛАВЯНСКИХ БОГОВ
Х ОРС ( КРУГЛЫЙ ) – БОЖЕСТВО СОЛНЦА
Я ЗЫЧЕСКИЕ СЛАВЯНСКИЕ БОЖЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.В.Г ОГОЛЯ - неперсонифицированные: русалка – древнейший вид берегини, жившей в воде; чёрт – значит проклятый, перешедший черту, границу; леший – лесное божество, охранявшее людей в лесах; нетопыри и упыри – мертвецы, нападающие на людей и животных; лукавый – согнутый и искривлённый, как лук, и таков же внутренне, что главное; бесовский человек – человек без совести; ведьма – женщина, наделённая способностями воздействовать на природу и человека и совершать сверхъестественные поступки; колдун – мужчина, заключивший договор с нечистой силой, наводит порчу на людей и скот.