Занятие 3
I. Инструкция для учащихся по написанию сжатого изложения
Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы). При первом прослушивании необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его тему, основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность. Необходимо обратить внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.). Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку. Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы). При первом прослушивании необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его тему, основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность. Необходимо обратить внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.). Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.
Прослушивая текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей. Обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др. При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие- то слова, оказавшиеся лишними. Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте: нет ли у вас грамматических ошибок, не нарушена ли связь слов, не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей (так вы избежите одной из самых распространённых ошибок - неоправданного повтора слов). Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы (абзаца должно быть три!) Прослушивая текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей. Обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др. При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие- то слова, оказавшиеся лишними. Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте: нет ли у вас грамматических ошибок, не нарушена ли связь слов, не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей (так вы избежите одной из самых распространённых ошибок - неоправданного повтора слов). Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы (абзаца должно быть три!)
Определите особенности построения текста: В повествовании – начало события, ход его, кульминация, конец; В описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; В рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Помните, что наличие плана в экзаменационной работе не является обязательным требованием. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь - замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Работа должна быть написана аккуратно, разборчивым почерком. Определите особенности построения текста: В повествовании – начало события, ход его, кульминация, конец; В описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; В рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Помните, что наличие плана в экзаменационной работе не является обязательным требованием. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь - замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Работа должна быть написана аккуратно, разборчивым почерком.
II. Рекомендации к объему сжатого изложения
Помните, что, сжато излагая текст, необходимо правильно определить основные микротемы, передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Количество абзацев в сжатом изложении (ТРИ!) должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности. Объем изложения - не менее 70 слов. Писать следует аккуратно, разборчивым почерком. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако нужно использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Что должно остаться в тексте: то содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел. Ключевые слова и микротемы - опора для определения главной информации. Что подлежит компрессии: подробности, повторы, детали, конкретные примеры. Отсутствие второстепенной информации не мешает воспринимать основную тему, идею, проблемы, композицию текста. Помните, что, сжато излагая текст, необходимо правильно определить основные микротемы, передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Количество абзацев в сжатом изложении (ТРИ!) должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности. Объем изложения - не менее 70 слов. Писать следует аккуратно, разборчивым почерком. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако нужно использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Что должно остаться в тексте: то содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел. Ключевые слова и микротемы - опора для определения главной информации. Что подлежит компрессии: подробности, повторы, детали, конкретные примеры. Отсутствие второстепенной информации не мешает воспринимать основную тему, идею, проблемы, композицию текста.
Способы фиксирования информации Составление плана Абзацное членение Нахождение ключевых слов Составление опорного конспекта Внутри абзаца есть зачин, содержащий посыл, начало мысли; основная часть – развитие мысли, темы; концовка, подводящая итог микротемы. Слова, несущие на себе содержательную нагрузку, расположенные в определенном порядке, помогут написать текст. Разделите лист пополам вертикальной чертой, на одной стороне после (или вовремя) первого чтения запишите опорные слова, на другой – после (или вовремя) второго чтения сделайте уточнения, дополнения, зафиксируйте яркие авторские слова и выражения.
Задание 1. Прочитайте текст и определите микротемы, запишите в тетрадь в виде таблицы. Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека - нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность - это всегда выбор, самостоятельный выбор человека. Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный по ступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека. (По А. Никонову) Задание 1. Прочитайте текст и определите микротемы, запишите в тетрадь в виде таблицы. Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека - нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность - это всегда выбор, самостоятельный выбор человека. Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный по ступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека. (По А. Никонову)
Проверьте себя абзаца Микротема 1Нравственность - это система правил поведения личности, в основе которой находятся значимые для человека ценности. 2Нравственность - это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок - нравственным или безнравственным. 3Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, - единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека.
Задание 2. Составьте опорный конспект и план к приведенному тексту. Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире. Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика, Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду! В. Непомнящий Задание 2. Составьте опорный конспект и план к приведенному тексту. Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире. Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика, Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду! В. Непомнящий
Проверьте себя Опорный конспект План 1Культура; Система ценностей; Гуманитарное образование. 1. Что такое культура и зачем она нужна? 2Феномен «русских мозгов», гуманитарная основа образования, Эйнштейн и Достоевский, литература – ракеты – Королев. 2. Феномен существования «русских мозгов» обязан гуманитарному образованию. 3Русская литература и культура помогают выстоять, выжить. 3. Русская литература и культура помогли выжить в военное время.
Основные средства связи между предложениями в тексте Название средства Пример 1Слова – заместители местоимения Наречия Синонимы Различные оценочные обозначения Родовидовые слова Имя собственное – имя нарицательное Девушка – она В лесу – там Быстро – стремительно Храбрец – богатырь Деревья – березы Соболевский - офицер 2Лексические повторыЗолотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку (Ю. Олеша).
3Соответствие видо- временных глагольных форм Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. 4предлогиГлавным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы (Ф.Искандер). 5Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка) Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны. 6Параллелизм… что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).
7ПротивопоставлениеОна громче захохотала, взяла его под руку и потянула вперед. Он попятился назад (А. Чехов) 8Вопросно–ответная форма Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. 9Союзы1. Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым (Д. Гранин). 2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает (Д. Гранин) 10Порядок слов в предложении (прямой, обратный) Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя… Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа… (И. Тургенев)
11Последовательность мыслей в изложении Встал, умылся, позавтракал 12Слова – организаторы логических связей Вот, почему, из этого следует и др. 13Вводные слова, организующие порядок высказывания Итак, наконец, в заключение разговора