«Здоровье - это еще не все, но всё без здоровья – ничто»
Обязательные компоненты государственной политики: научно-методическое обеспечение; законодательная база и подзаконные акты, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья в процессе обучения и воспитания; создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе; использование здоровьесберегающих образовательных технологий; формирование здорового образа жизни подрастающего поколения; эффективное медицинское обеспечение в школе.
Принципы здоровьесберегающей педагогики: Принцип не нанесения вреда; Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов; Принцип триединого представления о здоровье - физического, психологического и духовно-нравственного; Принцип непрерывности и преемственности; Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися; Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся; Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий; Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье; Принцип контроля за результатами.
Проблема учебных перегрузок школьников, приводящих к состоянию переутомления. Проблема организации физической активности учащихся, профилактики гиподинамии. Проблема питания школьников. Проблема предупреждения вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных заболеваний). Проблема охраны и укрепления психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространение среди школьников вредных привычек, зависимостей и т.п.). Проблема формирования культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий. Проблема организации сотрудничества с родителями учащимися по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
Снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления; Организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии; Организация правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении; Предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней); Охрана и укрепление психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространение среди учащихся вредных привычек, зависимости и т.д.); Формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий; Организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
Реализация эколого-валеологического направления осуществляется через дополнительные программы: «Экологическое образование учащихся»; «Расти здоровым»; «Полезные привычки. Разговор о правильном питании»; «Сохранение и укрепление психического здоровья детей и подростков» «Физическое развитие учащихся»; «Талантливые дети»; «Работа с проблемными детьми»; Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко».
Программы направлены на решение следующих задач: В первую очередь – это формирование знаний детей о собственном здоровье и факторах, влияющих на его состояние. Во-вторых, вовлечение в деятельность по укреплению здоровья членов педагогического коллектива, учеников, их родителей, общественности. В-третьих, создание условий в виде медико-педагогической и психологической защиты и поддержки личности ребенка на основе внедрения элементов здоровьесберегающей педагогики, оздоровительных методик и психотренингов. В-четвертых, это становление профессионального образования учителей-экспериментаторов в области овладения элементами здоровьесберегающей педагогики, методами диагностики здоровья, оздоровительными методиками. Больше внимания стало уделяться мониторинговой, исследовательской работе школьников по экологии, вопросам экологической безопасности, адаптации и здоровья учащихся в связи с состоянием окружающей среды (эколого-валеологическое образование).
Динамика изменений состояния здоровья школьников
Структура заболеваний учащихся школы 31