Проект закона «Об образовании» о правах участников образовательных отношений Организаторы: Общественная приемная по защите прав участников образовательных отношений Пермское представительство Ассоциации «ГОЛОС» «Дом учителя» г. Перми «Дом учителя» г.Пермь 13 октября 2010 г. Общественное обсуждение
Проект закона «Об образовании в РФ» предыстория закон «Об образовании» 1992 г. – более 200 законодательных инициатив, 60 приняты в виде законов включен в план законотворчества в 2004 г. июнь 2009 г – утверждена Концепция и техническое задание на разработку законопроекта; создана рабочая группа май 2010 г. - проект интегрированного закона размещен на официальном сайте Министерства образования для общественного обсуждения (более 400 страниц, 20 глав, 170 статей)
планы Первоначально - завершить обсуждение к 1сентября в 2010 г. и внести в ГД окончательно принять в 2011 г. этим составом Думы 2012 г. – переходный период 2013 г. – вступление в полном объеме
«неблагоприятный» фон Лето – крайне неудачное время для общественного обсуждения именно законопроекта об образовании Внимание СМИ и общественности сосредоточено на обсуждении проекта «Закона о полиции» Дискуссии о последствиях принятия т.н. «83- ФЗ» - о «казенных, бюджетных, автономных учреждениях» и «платном образовании» сентябрь – заявление министра образования о 200 тыс. «лишних учителях»
корректировка планов В итоге – узкое ведомственное и экспертное обсуждение Тем не менее, в рабочую группу по законопроекту к октябрю поступило более 600 поправок. Необходимость широкого общественного обсуждения В Минобрнауки пообещали провести новое обсуждение в октябре. "Мы ожидаем, что законопроект "Об образовании в РФ" будет внесен правительством осенью, до ноября. Сам закон может быть принят до конца созыва", - председатель комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин.
Парламентские слушания 23 сентября Парламентские слушания в Совете Федерации «О концепции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Председатель Совета Федерации С. Миронов: «законопроект требует серьезной доработки. Он должен быть максимально широко изучен и обсужден, чтобы не допустить просчетов и ошибок. Законопроект «Об образовании в РФ» достоин не менее широкого и масштабного обсуждения, чем закон «О полиции». «работа надо документом продлится до декабря текущего года», - Статс-секретарь МО И.Лобанов.
Новые возможности Выступление Президента Медведева на вручении премии «Учитель года -2010» Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко считает, что при принятии нового закона об образовании лучше пожертвовать сроками, чем выпускать «сырой документ». «Мы не должны допускать суеты и спешки вокруг закона. Мы отвечаем за то, чтобы все было вовремя, но сам закон, его значимость настолько велики, что, я считаю, лучше мы пожертвуем какими-то сроками, но не допустим принятия сырого документа или документа, в котором есть противоречия», – отметил во вторник на конференции Российского союза ректоров по обсуждению проекта закона об образовании Андрей Фурсенко.
Что обсуждаем? 13 октября 2010 г. – парламентские слушания в ГД «О проекте нового базового федерального закона об образовании в Российской Федерации» И.Лобанов - мы рассматриваем этот документ как «рабочие материалы» к проекту разработать проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (примерно в 50) РФ в связи с принятием федерального закона «Об образовании в РФ» и внесении его в ГД в пакете с проектом закона «Об образовании в РФ»
13 октября 2010 г. - начало общественного обсуждения проект закона «Об образовании в РФ» в Пермском крае и г.Перми Тема (аспект) Проект закона «Об образовании в РФ» о правах участников образовательных отношений (уровень – общего образования)
Способен ли проект нового закона «Об образовании» обеспечить более эффективную защиту прав участников образовательных отношений: обучающихся, родителей, учителей? Устанавливает ли законопроект новые права и обязанности субъектов образовательных отношений? Каков правовой статус участников образовательных отношений? Гарантирует ли проект доступности, бесплатность и качества современного образования? Вводятся ли какие- либо дополнительные механизмы для обеспечения доступности и бесплатности образования? Сохраняет ли законопроект возможность для родителей выбрать место, форму и способ получения школьного образования для своего ребенка в соответствии с его склонностями и потребностями? Создает ли проект лучшие возможности для реализации своего права на образование детям, обладающим специальными потребностями? Вопросы к обсуждению:
Проясняет ли проект закона «Об образовании» положение, функции и права органов государственно- общественного управления школой? Обеспечивает ли законопроект большую публичность и информационную открытость в деятельности образовательных учреждений? Устранит ли законопроект наиболее острые проблемы современной школы?
Предложения: Организовать серию ведомственных, экспертных, общественных обсуждений по отдельным аспектам проекта закона об «Об образовании в РФ» Направлять рекомендации и предложения в комитет по образованию ГД Провести сравнительный анализ регионального образовательного законодательства, муниципальных актов (и проектов развития образования) и правовых норм, которые войдут в проект федерального закона