Симонов Валентин Петрович Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТЕПЕНИ ОБУЧЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ © Симонов В.П., 2006 © Симонов В.П., 2006
Графическая модель оценки качества обученности личности
Оценки «5-и балльной» шкалы и их значения при разных уровнях требований БАЛЛыБАЛЛы УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ 1-й (высший) 2-й(средний) 3-й (низший) Гимназические классы Общеобразова- тельные классы Школы и классы КРО С оц Д оц. С оц Д оц. С оц Д оц % 0%ПЕРЕНОС64% В 1,5 раза 36 % В 2,8 раза 464%0% Эл. умен. и навыки 36% В 1,8 раза 16 % В 4 раза 336%0%Понимание 16 % В 2,25 раза 4 % В 9 раз
1 234 баллы 5 баллы % «УСПЕВАЕМОСТЬ» при «5-и» балльной системе 1-й (высший) уровень требований 2-й (средний) уровень требований 64% 36% 16% 4% 3-й (низший) уровень требований 100% «5-ибалльная»шкала
Сравнение показателей степени обученности при одинаковой «успеваемости» по пятибалльной шкале Трое обучающихся получили одинаковые итоговые баллы: 5,4,4,5,4,5,4,5,4 (У всех: средний балл=4,4; успеваемость 100%; так называемое «качество» -89%, но у них разная обученность ) У первого У второго У третьего СОУ 1 4+0,645=7,2 (72% - ПЕРЕНОС) СОУ 2 40,64+50,36=4,4 (44% - РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ) СОУ 3 40,36+50,16=2,24 (22% - ПОНИМАНИЕ)
«Пятибалльная» шкала существует в России с 1944 года является ранговой - расставляющей учащихся по местам: «5» - первое место «по успеваемости», «4» - второе, «3» - третье и т.д. В итоге сформировался КУЛЬТ ОЦЕНКИ (оценка «успеваемости»), а должен быть КУЛЬТ ЗНАНИЙ (ОЦЕНКА ОБУЧЕННОСТИ)! «5» ВЫСОКИЙ % «качества»«4» ОТЛИЧНИКИ ХОРОШИСТЫ Т Р О Е Ч Н И К И двоечники
Продолжается наказание детей даже за хорошие оценки: даже за хорошие оценки: почему ты получил «4»?!, не говоря уже о тройке или двойке. Всё это даже в настоящее время приводитнекоторых школьников школьников к суициду.
10-и балльная шкала 10-ибалл.шкала Основные показатели СОУ (степени обученности учащихся) Обученность В % 1 балл - Очень слабо Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, переписывал вслед за преподавателем и товарищами с доски. Пришёл с невыполненным домашним заданием и т.п. домашним заданием и т.п.До1% Узнав ание – Урове нь зна-комст-ва 2 балла -Слабо Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов, от их аналогов, только тогда, когда только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде. «Скачал» работу с Интернета и т.п. От 1 до4% показа тель