1 Левитская Алина Афакоевна директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России «Система поликультурного образования как ядро воспитательного потенциала федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
2 Российская гражданская нация территориально -политическое и национально- культурное сообщество это это
3 СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАРЕЛИЯМУРМАНСКАЯКУРГАНСКАЯЯМАЛО- НЕНЕЦКИЙ САХА (ЯКУТИЯ)АЛТАЙПРИМОРСКИЙ КОМИНОВГОРОДСКАЯСВЕРДЛОВСКАЯБАШКОРТОСТАНАМУРСКАЯИРКУТСКАЯХАБАРОВСКИЙ АРХАНГЕЛЬСКАЯПСКОВСКАЯТЮМЕНСКАЯМАРИЙ ЭЛСАМАРСКАЯБУРЯТИЯКАМЧАТСКИЙ ВОЛОГОДСКАЯСАНКТ-ПЕТЕРБУРГЧЕЛЯБИНСКАЯМОРДОВИЯСАРАТОВСКАЯТЫВАМАГАДАНСКАЯ КАЛИНИНГРАДСК АЯ НЕНЕЦКИЙ АОХАНТЫ- МАНСИЙСКИЙ ТАТАРСТАНУЛЬЯНОВСКАЯХАКАСИЯСАХАЛИНСКАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯБЕЛГОРОДСКАЯМОСКОВСКАЯУДМУРТСКАЯОРЕНБУРГСКАЯАЛТАЙСКИЙЕВРЕЙСКАЯ КАЛУЖСКАЯБРЯНСКАЯОРЛОВСКАЯЧУВАШИЯПЕНЗЕНСКАЯКРАСНОЯРСКИЙЧУКОТСКИЙ КОСТРОМСКАЯВЛАДИМИРСКАЯРЯЗАНСКАЯПЕРМСКИЙНИЖЕГОРОДСКАЯКЕМЕРОВСКАЯТОМСКАЯ КУРСКАЯГ. МОСКВАСМОЛЕНСКАЯКИРОВСКАЯКАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯСЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ- АЛАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ЛИПЕЦКАЯ ИВАНОВСКАЯТАМБОВСКАЯВОРОНЕЖСКАЯКАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯОМСКАЯ ТУЛЬСКАЯ ЯРОСЛАВСКАЯТВЕРСКАЯ ВОЛГОГРАДСКАЯДАГЕСТАНЧЕЧЕНСКАЯНОВОСИБИРСКАЯ КРАСНОДАРСКИЙАДЫГЕЯАСТРАХАНСКАЯРОСТОВСКАЯИНГУШЕТИЯСТАВРОПОЛЬСКИЙКАЛМЫКИЯ Этнокультурный фундамент Российской Федерации (народы, этнические, субэтнические группы, диаспоры и др.) Российская гражданская нация
4
5 Федеральные государственные образовательные стандарты
6 Структура российской идентичности Поликультурное образование Единый федеральный государственный образовательный стандарт Содержание обучения и воспитания Система образования
7 Федеральная целевая программа развития образования на гг. Проект Ф-118 «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы» изучение и обобщение опыта построения национальной (родной) школы в субъектах Российской Федерации; разработка Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации; разработка и апробация технологий формирования российской гражданской идентичности для системы дошкольного и общего образования; создание экспериментальных моделей поликультурного образования и организация их практической апробации в различных регионах страны; формирование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для работы в условиях поликультурного образования
8 Поликультурное образование: МИР МИР РОССИЯ РОССИЯРЕГИОН этнокультурное национально-региональное общероссийское общечеловеческое
9 (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, I, п. 6, абзац 4) «Стандарт направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России»
10 (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, III, п. 19.3, абзац 4) «Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения»
11 (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, III, п. 19.6, абзац 3) «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности»»
12 СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАРЕЛИЯМУРМАНСКАЯКУРГАНСКАЯЯМАЛО- НЕНЕЦКИЙ САХА (ЯКУТИЯ)АЛТАЙПРИМОРСКИЙ КОМИНОВГОРОДСКАЯСВЕРДЛОВСКАЯБАШКОРТОСТАНАМУРСКАЯИРКУТСКАЯХАБАРОВСКИЙ АРХАНГЕЛЬСКАЯПСКОВСКАЯТЮМЕНСКАЯМАРИЙ ЭЛСАМАРСКАЯБУРЯТИЯКАМЧАТСКИЙ ВОЛОГОДСКАЯСАНКТ-ПЕТЕРБУРГЧЕЛЯБИНСКАЯМОРДОВИЯСАРАТОВСКАЯТЫВАМАГАДАНСКАЯ КАЛИНИНГРАДСК АЯ НЕНЕЦКИЙ АОХАНТЫ- МАНСИЙСКИЙ ТАТАРСТАНУЛЬЯНОВСКАЯХАКАСИЯСАХАЛИНСКАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯБЕЛГОРОДСКАЯМОСКОВСКАЯУДМУРТСКАЯОРЕНБУРГСКАЯАЛТАЙСКИЙЕВРЕЙСКАЯ КАЛУЖСКАЯБРЯНСКАЯОРЛОВСКАЯЧУВАШИЯПЕНЗЕНСКАЯКРАСНОЯРСКИЙЧУКОТСКИЙ КОСТРОМСКАЯВЛАДИМИРСКАЯРЯЗАНСКАЯПЕРМСКИЙНИЖЕГОРОДСКАЯКЕМЕРОВСКАЯТОМСКАЯ КУРСКАЯГ. МОСКВАСМОЛЕНСКАЯКИРОВСКАЯКАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯСЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ- АЛАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ЛИПЕЦКАЯ ИВАНОВСКАЯТАМБОВСКАЯВОРОНЕЖСКАЯКАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯОМСКАЯ ТУЛЬСКАЯ ЯРОСЛАВСКАЯТВЕРСКАЯ ВОЛГОГРАДСКАЯДАГЕСТАНЧЕЧЕНСКАЯНОВОСИБИРСКАЯ КРАСНОДАРСКИЙАДЫГЕЯАСТРАХАНСКАЯРОСТОВСКАЯИНГУШЕТИЯСТАВРОПОЛЬСКИЙКАЛМЫКИЯ Этнокультурный фундамент Российской Федерации (народы, этнические, субэтнические группы, диаспоры и др.) Российская гражданская нация
13 Принципы поликультурного образования: принцип полилингвальности принцип преемственности принцип дифференциации и разнообразия принцип креативности принцип культурной ценности принцип объемной (стереоскопической) картины мира принцип вариативности принцип этической актуальности
14 КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ – это методологическая основа ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
15 Национальный воспитательный идеал: («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации », стр.11) высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
16 Принципы поликультурного воспитания: национально-культурная основа гуманистическая открытость личностная ориентированность гражданская ответственность целенаправленная созидательная активность организованное саморазвитие