Проблема нарушения устной и письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащихся
Как показывают многолетние исследования, проведенные в лабораториях логопедии НИИ дефектологии АНП РФ, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение чтением и грамотным письмом. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, и двуязычные дети.
Отставание в фонетическом развитии создает серьёзные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
Основная задача учителя – логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства устной и письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно – познавательную деятельность учащихся 1- 4 классов, но на сегодняшний день занятия проводятся с учащимися 1 – 2 классов, естественно это сказывается на дальнейшую успеваемость начального и среднего звена.
Цель работы учителя-логопеда: Создание социально- психологических условий для успешного обучения и развития личности ребенка. Задачи работы учителя-логопеда: Логопедическая диагностика и коррекция, направленная на своевременное выявление нарушений звукопроизношения, чтения и письма. Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Привлечение семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения. Консультирование педагогов по поводу проблем обучения конкретных учащихся или ученических групп. Направления деятельности работы учителя-логопеда: Логопедическая диагностика. Консультирование и просвещение. Коррекционно-развивающая работа. Научно-методическая работа.
Виды работ, проводимых учителем-логопедом: С учащимися, поставленными на логопедический учет, проводятся коррекционные занятия (групповые и индивидуальные) в течение учебного года. С первыми классами индивидуальные занятия проводятся 4 раза в неделю, с учащимися вторых классов - 3 раза в неделю из них 2 групповые фронтальные и одно индивидуальное занятие.
Развитие мелкой моторики
Развитие артикуляционной моторики
Фронтальное занятие Звуко –слоговой анализ слов
Коррекционная работа по преодолению нарушений письменной речи
Дисграфия Исправление ошибок при письме
Дисграфия - нарушение письма Виды: Артикуляционная Акустическая Аграмматическая Оптико – пространственная Моторная