МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Романова Ирина Игоревна Заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» Законом предусматривается введение обязательной подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (вступает в силу с 1 сентября 2012 года).
В связи с этим субъектам необходимо принять меры, обеспечивающие: организацию подготовки граждан, желающих стать усыновителями (удочерителями), опекунами (попечителями), приемными родителями, патронатными воспитателями; проведение массовой информационно-просветительской работы с населением по вопросам организации подготовки на территории субъекта Российской Федерации, включая информирование граждан об органах и организациях, осуществляющих подготовку, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, а также предоставление гражданам возможности оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с прохождением подготовки; оперативное всестороннее и объективное рассмотрение всех обращений граждан, связанных с прохождением подготовки, и принятие по ним мер, направленных на устранение выявленных нарушений и недостатков.
Исключение предусматривается для следующих категорий граждан: для усыновителей, являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей; для усыновителей, опекунов, приемных родителей – близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей. При этом под близкими родственниками детей понимаются лица, перечень которых определен абзацем третьим статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, – родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры; для усыновителей, которые уже являются или являлись усыновителями и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей; для опекунов, приемных родителей, которые являются или являлись опекунами детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
Орган опеки и попечительства обязан: подготовить граждан, в том числе организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний, обеспечить психологическое обследование граждан с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью. Проведение психологического обследования граждан не является обязательным и проводится только с их согласия.
Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. 423
Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители установлен приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. 423»
При отборе организаций для осуществления указанного полномочия на возмездной основе следует руководствоваться положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОДГОТОВКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ Письмо Минобрнауки России от 1 марта 2011 г
Деятельность органов опеки и попечительства либо организаций, которым передано соответствующее полномочие, по подготовке кандидатов в приемные родители не требует лицензирования.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны быть утверждены: программа подготовки кандидатов в приемные родители; Общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга)), включая итоговую аттестацию (собеседование). порядок осуществления подготовки кандидатов в приемные родители, устанавливающий основные правила проведения подготовки кандидатов в приемные родители на территории субъекта.
Период ожидания гражданами начала проведения курсов подготовки кандидатов в приемные родители должен быть минимальным (по возможности, не более двух месяцев). Рекомендуемая длительность курса подготовки – не более трех месяцев. Для удобства граждан необходимо предусмотреть возможность прохождения ими подготовки в вечернее время и в выходные дни.
При зачислении граждан на курс подготовки кандидатов в приемные родители неправомерно устанавливать требования по предоставлению гражданами иных документов, кроме документа, удостоверяющего личность гражданина.
Необходимо предоставить гражданам право самостоятельного выбора организации, в которой они будут проходить подготовку кандидатов в приемные родители на территории субъекта Российской Федерации, независимо от места их жительства или пребывания в пределах субъекта Российской Федерации.
Целесообразно предусмотреть возможность прохождения подготовки кандидатов в приемные родители в очной или очно- заочной форме. При организации проведения подготовки в очно-заочной форме могут использоваться дистанционные методы обучения.
Подготовка кандидатов в приемные родители может осуществляться в группе, численность которой не должна превышать 25 человек. Следует предусмотреть возможность проведения подготовки для кандидатов в приемные родители в индивидуальном порядке.
Итоговая аттестация проводится в форме собеседования о рекомендуемых формах семейного устройства ребенка в данную семью, о потребностях развития и поведения ребенка, о воспитательных компетенциях кандидатов в приемные родители и их готовности к приему в семью ребенка. Итоговая аттестация проводится в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и завершается выдачей органом опеки и попечительства или организацией свидетельства о прохождении указанной подготовки. Целесообразно предусмотреть, что свидетельство выдается слушателям, посетившим не менее 80% занятий, предусмотренных программой.
По желанию кандидатов в приемные родители им может быть выдано итоговое заключение, содержащее: рекомендации по количеству, возрасту, особенностям в развитии детей, которых они могут принять на воспитание в свою семью, о необходимости предоставления приемной семье психолого-педагогической и медико-социальной поддержки. Указанное заключение рекомендуется составлять при прохождении кандидатами в приемные родители подготовки в объеме не менее 60 часов, с их непосредственным участием.
Срок действия свидетельства законодательством Российской Федерации не установлен.
Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» сайт « раздел «Законодательство и нормативные документы»
Раздел 1 «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители» Раздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей» Раздел 3 «Этапы развития ребенка» Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка» Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)» Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи» Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка» Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка» Раздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка» Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка» Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан» Раздел 12 «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям» Раздел 13 «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители»
До вступления в силу приказа Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. 623 необходимо руководствоваться примерной программой подготовки граждан, утвержденной приказом Минобрнауки России от 23 мая 2011 г Содержание и общая трудоемкость примерной программы соответствуют Требованиям к содержанию программы подготовки лиц. В связи с этим прохождение повторной подготовки кандидатов в приемные родители гражданами, прошедшими подготовку до 1 сентября 2012 г. по примерной программе, не требуется. Указанным гражданам следует выдавать свидетельство установленной формы о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители для представления в органы опеки и попечительства и получения заключения о возможности быть усыновителем или опекуном, а также в суд при усыновлении ребенка.
Граждане, получившие заключение о возможности быть усыновителем либо заключение о возможности быть опекуном, не обязаны представлять на этапе подбора ребенка, оставшегося без попечения родителей, в орган опеки и попечительства документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители.
Документы о прохождении иностранными гражданами подготовки кандидатов в приемные родители представляются в суд. Представление таких документов на этапе подбора ребенка законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Региональному оператору необходимо разъяснять иностранным гражданам требования статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации. Документами о прохождении иностранными гражданами подготовки являются в том числе следующие: документ, подтверждающий право организации, выдавшей документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители, осуществлять указанную подготовку граждан и выдавать соответствующий документ; копия утвержденной организацией программы, по которой проводилась подготовка кандидатов в приемные родители; копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители (документ о прохождении подготовки на территории иностранного государства оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам).
В случае если иностранные граждане не прошли подготовку кандидатов в приемные родители на территории иностранного государства, либо освоенная иностранными гражданами программа подготовки кандидатов в приемные родители не соответствует установленным законодательством Российской Федерации требованиям, иностранные граждане могут пройти обучение по программе подготовки кандидатов в приемные родители на территории Российской Федерации. Субъект РФ должен определить порядок прохождения подготовки в том числе и иностранными гражданами. Необходимо определить на каком языке осуществляется подготовка иностранных граждан. В случае осуществления подготовки только на русском языке Порядок подготовки должен включать в себя положение, устанавливающее возможность для иностранных граждан, не владеющих русским языком, обращаться в организацию с переводчиком.
Статистические данные по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей Численность выявленных детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за год Численность детей, переданных на семейные формы устройства, всего: под опеку (попечительство), всего на безвозмездную форму опеки (попечительства) на возмездную форму опеки (попечительства), из них: по договору о приемной семье на другие семейные формы на усыновление, всего российскими гражданами иностранными гражданами
Отменена решений об устройстве детей в семьи Число выявленных случаев жестокого обращения с детьми Численность усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, принятых ими на воспитание в семью из них привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений, повлекших гибель либо причинение вреда здоровью детей Численность детей, здоровью которых был причинен вред по вине усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей Отменено решений о передаче ребенка на воспитание в семью из них : в связи с ненадлежащим выполнением усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями обязанностей по воспитанию детей по причине жестокого обращения с детьми по инициативе усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей