Урок-исследование в 6 классе (по УМК «Русский язык» под редакцией М.В.Панова. 5-9 классы) Учитель Райчева Елена Борисовна
Жил-был раскидай. Куда-хочешь - туда-кидай: хочешь – направо, хочешь – налево, хочешь – вниз, хочешь – вверх, а хочешь – так куда хочешь. А если на пол бросить – он и на полу устроится. Вот он какой, раскидай – покладистый. Продавал продавец раскидаи. Девочка услыхала и говорит: - Ой, ай, какой раскидайчик! Прыгает, как зайчик! Мама ей раскидайчик и купила. Л. Пантелеев
Мотивация Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы ууд Выдвижение гипотез Формулирование исследовательских вопросов
? Что является необходимым признаком существительного? Какие признаки этой части речи являются необходимыми и достаточными?
Задания для групп Рабочий лист 1. Значение существительного Даны слова: портфель, нос, глубина, тайна, гора, математика, Петя, белизна, русалка, одуванчик, полет, молния, чтение, эхо, быстрота, буква, праздник К каким тематическим группам относятся слова? Что из перечисленного вы назвали бы предметом в обыденной речи? Какое общее грамматическое значение объединяет эти слова? Докажите, что лексическое значение «предмет» и общее грамматическое значение существительных не совпадают Рабочий лист 3. Категория одушевленности и неодушевленности Прочитайте статью о существительных одушевленных и неодушевленных Подумайте, какими – одушевленными или неодушевленными – оказались у тебя существительные камень, змей (бумажный), песок, тополь, студент, судья, кукла Согласитесь или опровергните высказывание лингвиста Моисеева, который пишет: «Одушевленные имена существительные обозначают живые существа – людей и животных, то есть предметы, способные к самостоятельному передвижению». Сделайте вывод о категории одушевленности и неодушевленности существительных
Организация исследования Поиск фактов для решения проблемы ууд Поиск и выделение необходимой информации Определение основной и второстепенной информации ууд Использование различных источников информации Умение представить информацию ууд Умение планировать выступление Развитие навыков сотрудничества
Существительное – это часть речи, которая выражает грамматическое значение предмета. С лексической точки зрения состав существительных разнообразен
Существительные бывают нарицательные (дом, артист) и собственные (Шаляпин, Эверест)
Одушевленность – неодушевленность в языке связана с обозначением живого и неживого в жизни, но все-таки не совпадает с этим делением полностью. Неодушевленные существительные Одушевленные существительные Винительный падеж = именительному падежу у существительных мужского рода единственного числа Он купил стол. Винительный падеж = родительному падежу у существительных трех родов единственного или множественного числа Он купил щенка, коров, животных.
Существительные делятся на 3 рода: мужской, средний, женский
Роль в предложении подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение
Вывод Существительное – это часть речи, которая выражает грамматическое значение предмета. Существительные бывают нарицательные и собственные. Существительные делятся на 3 рода: мужской, средний, женский. Изменяются по числам и падежам, но может иметь форму и одного числа. В предложении может быть любым членом
Связывание информации Открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, правила, обобщения ууд Умение делать выводы, умозаключения
Применение Использование нового знания в новых условиях для достижения открытия ууд Выбор наиболее эффективных способов решения задач