Паневина Г. Н., зав. кафедрой теории и методики обучения Хабаровского краевого института развития образования.
« Ускорение темпа перемен глубоко вошло в нашу личную жизнь, заставило нас играть новые роли и поставило перед лицом новых опасностей » ( А. Тоффлер ) Востребованы способность и готовность личности учиться и переучиваться всю жизнь, ориентироваться в разнообразных сложных и противоречивых ситуациях, решать их, нести ответственность за результат своей деятельности
Способ обучения, ориентированный на овладение компетентностями, заложенными в стандарте, являющимися универсальными для различных видов деятельности. Придает практико - ориентированную направленность. Интегрировал в себя основные компоненты ведущих подходов, давая возможность с учетом целей и особенностей содержания сочетать различные технологии, характеризующие технологии
традиционный культурологический личностно - ориентированный деятельностный инновационный
Из традиционного « багажа » выбираются те знания и умения, которые имеют практико - ориентированную направленность Остальные рассматриваются как справочные и хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в голове у школьников. Традиционные технологии работают на процесс понимания, осознания, усвоения информации
Изменчивость образования требует учета культурно - исторического контекста. Этот подход обеспечивает работу по обновлению документов, регламентирующих содержание.
Место человека в мире меняется, постепенно « человек общества » уступает место « человеку для себя ». Необходимо развивать те способности, которые требуются для успешной адаптации, самоактуализации и саморегуляции человека. Интеграция с компетентностным подходом выражается в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, где первый подход выступает целью, а второй – средством достижения этой цели.
Результат образования в компетентностном подходе – способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально - значимых ситуациях, что можно определить как дальнейшее развитие деятельностного подхода.
Ориентированный на создание новых образовательных продуктов с помощью новых подходов, знаний, новой организации труда, новых технологий в обучении.
Компетентностный подход – это подход, акцентированный не на содержании, а на результатах образования, выраженный в форме компетенции.
1. Центральной становится проблема целевой ориентации обучения – постановка целей и их максима с ориентацией на достижение результатов ( конкретизация целей ) – продукта деятельности. 2. Ориентация на решение учебной задачи.
3. Продумывание этапов ( алгоритма ) деятельности для получения запланированного результата 4. Подготовка учебных материалов, инструментария и организовать весь ход обучения в соответствии с учебными целями
5. Проведение оценки текущих результатов и на основе учета их показателей корректировать обучение с направленностью на достижение поставленных целей. 6. Обязательная заключительная оценка результатов.