Личностные действия Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание планирование прогнозирование коррекция саморегуляция оценка
Познавательные действия Включают: общеучебные (в том числе знаково- символические) логические постановку и решение проблемы
Коммуникативные действия Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; Умение слушать и вступать в диалог; Участвовать в коллективном обсуждении проблем; Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и со взрослыми.
Речевые и психологические особенности детей с ОНР, затрудняющие формирование УУД Следствия недостаточной сформированности лексикограмматических средств языка 1.Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя. 2.Трудности овладения учебными понятиями, терминами. 3.Трудности формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы 4.Недостаточное развитие связной речи. Психологические 1.Неустойчивое внимание. 2.Недостаточное развитие способности к переключению. 3.Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. 4.Недостаточное развитие словесно- логического мышления. 5.Недостаточная способность к запоминанию словестного материала 6.Недостаточное развитие самоконтроля преимущественно в области языковых явлений. 7.Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствия: 1.Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности 2.Трудности формирования учебных умений: Планирование предстоящей работы Определение путей и средств достижения учебной цели Контролирование деятельности Умение работать в определённом темпе.
Упражнения, развивающие регулятивные УУД в работе по формированию ЛГ представлений Упражнения, развивающие умение понимать и принимать словесную или письменную инструкцию. -«Объясни задание» -«Письмо с пропусками» -«Будь внимательным» -«Наряди ёлку», «Засели домики»
Упражнения развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану. «Расскажи по плану-схеме» (словоизменение)
«Определи порядок действий» Прочитай и спиши предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из скобок. 5 3 Обозначь в этих словах приставку. Устно объясни свой выбор.
«Составьте алгоритм» Пример: как разобрать слова по составу -Изменить форму слова – выделить окончание -Выделить основу- обозначить -Подобрать однокоренные слова – выделить корень -Посмотреть на оставшиеся части слова: -Если есть часть слова перед корнем –это приставка, обозначить -Если есть часть слова между корнем и окончанием – это суффикс, обозначить
Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль «Самопроверка» «Возвращение к началу» «Ищем случайные ошибки» «Ищем Орфографические ошибки» «Проверка предложений»
Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. «Выбери Смайлик» «Лесенка успеха» «Линейка достижений» «Карта самонаблюдения» Я на занятии Старался писать без ошибок Следил за осанкой и правильной посадкой Работал внимательно Писал аккуратно,разборчиво Соблюдал дисциплину Работал активно,поднимал руку
Вывод. Речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков.
Литература: 1.Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под редакцией А.Г.Асмолова.- М:Просвещение, Логопедические занятия со школьниками (1-5класс): книга для логопедов,психологов, соц.педагогов/Метусс Е.В, Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др.-СПб.:КАРО, Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.-М.:АРКТИ 1999.