В ходе организации экспозиционно-выставочной деятельности необходимо учитывать: цели, задачи, тему экспозиции, музейные материалы, которые могут составить ее основу, помещение, условия монтажа и дальнейшего функционирования и использования экспозиции. Созданию экспозиции предшествует изучение литературы по тематике музея. Создание проекта экспозиции – первый этап работы над экспозицией. Он включает разработку последовательно создаваемых документов: – концепции; – расширенной тематической структуры; – тематико-экспозиционного плана; – документов, раскрывающих информационное обеспечение экспозиции.
Научная концепция оформляется документом, в котором зафиксированы последовательно: – обоснование идей, целей и основных проблем экспозиции; – определено место конкретной экспозиции в системе образовательно- воспитательной работы школы; – дается характеристика источниковой базы музея (наличие и характер музейных предметов) и возможности ее дальнейшего расширения; – характеристика основных категорий школьников и других пользователей, посещающих музей, особенности и потребности каждой категории; – характеристика помещений, выделяемых под экспозицию; – определяется тематическая структура и особенности содержания каждого раздела экспозиции, а также указывается, чем раскрывается каждый из разделов; – выделяются ведущие тематико-экспозиционные комплексы и особо ценные или значимые экспонаты; – определяется использование технических средств в каждом разделе структуры (если они предполагаются, то определяется последовательность и содержание работы различных технических средств: аудиовизуальных систем, программ музыкального сопровождения, действующих моделей), библиография.
- наименование раздела; наименование темы (подтемы); - ведущий текст, оглавительный текст; - тематический экспозиционный комплекс; - аннотация (объяснительный текст) к комплексу; - экспонатура (с указанием подлинности, инвентарных номеров,основных данных атрибуции, размеров).
3. Все музейные предметы, в том числе подлинники, кино-, фото-,фоно-видео-материалы, воспроизведения, копии, муляжи, макеты, научно-вспомогательные материалы (карты, схемы, таблицы, графики), текстыназываются в совокупности экспозиционными материалами. Экспонатом называется любой из материалов, представленных в экспозиции или навыставке.
- принцип научной обоснованности; он не исключает выражение в экспозиции авторской позиции, но требует от экспозиционера честности и непредвзятости при интерпретации происходивших процессов; - принцип предметности, т.е. то есть опоры на подлинные музейные предметы; - коммуникативность. (Экспозиция должна быть понятна разному посетителю: учащимся младших и старших классов).
Заглавные тексты помогают ориентироваться в экспозиции и содержат названия тематических разделов. Ведущий текст – выражает основную идею экспозиции в целом или ее разделов. Пояснительный текст – представляет собой аннотацию к теме комплексу или отдельному экспонату. К каждому экспонату может быть приложена этикетка. В совокупности такие этикетки называются этикетаж. Следует подчеркнуть, что все тексты должны быть сделаны четко, читабельно, написаны литературным языком, достаточно лаконично, размещены удобно для чтения.
Такая участвующая экспозиция позволяет детям пережить радость непосредственного контакта с музейными предметами. Проектируя такую экспозицию, необходимо с самого начала продумывать, что будет делать посетитель в данном пространстве: в чем участвовать, какие действия совершать, каким образом станет проявлять свою сообразительность и целый ряд других качеств. Подобная экспозиция станет для детей пространством самостоятельности, творчества и "игры на серьезную тему".
6. В настоящее время в школьных музеях появился новый тип научно- вспомогательных материалов на электронных носителях. Новые информационные технологии позволяют создавать экспозиции третьего плана (в турникетах, альбомах, слайд альбомах, видео– и аудио записях, WEB-страницах, так называемая, скрытая экспозиция). Традиционные формы экспозиционной работы сочетаются с новыми технологиями. Новые компьютерные технологии помогают преобразовать само музейное пространство, внешний вид зала, содержание экспозиции. Они демонстрируют дополнительные возможности в развитии музейной педагогики, открывая доступ к музейным коллекциям, так называемым удаленным пользователям.