Колокольный звон в ранней лирике Марины Цветаевой (исследовательская работа по литературе)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что есть красота ? Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь,- На самом деле то, что именуют мной,- Не я один. Нас много. Я.
Advertisements

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Изучение основ фонетики на уроках русского языка в 5-6 классах общеобразовательной школы».
Осип Эмильевич Мандельштам Объект исследования - стихотворения О.Э.Мандельштама. Предмет исследования: телесный код в лирике.
« Здесь духа мощного господство …» Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.
Задачи: 1. Развитие умения говорения и слушания 2. Развитие интереса и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих 3. Обогащение активного,
«Зимняя ночь». М. Цветаева О. Мандельштам А. Блок А. Ахматова Б. Пастернак С. Есенин.
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
ГБОУ лицей 1568 г. Москвы имени Пабло Неруды
1. Выявить ключевые образы ( обычно их два ), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и борьба которых в произведении создают его динамику,
Я – исследователь! Мастер-класс Е. Р. Ядровской О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов.
Как можно увидеть музыку или услышать картину? Выполнила: Панина Елизавета Панина Елизавета Руководитель Руководитель педагог д/о: педагог д/о: Косаченко.
Выполнила учитель литературы МБОУ СОШ 16 г. Королёва Смирнова З.Б.
Методическое пособие Автор Г. В. Иванова, преподаватель литературы ГОУ СПО КПК.
Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
«Музыка земная и неземная» «Музыка – самое божественное и духовное из всех искусств»
Презентация работы : Голос колокола в судьбе русского народа Выполнил: ученик 4 «А» класса школы 1384 Волянский Фёдор Руководитель: Романычева Мальвина.
К.Д. Бальмонт. Особенности творческой манеры К.Бальмонта – прозаика (новелла «Лунная гостья») Объект исследования: новелла Бальмонта «Лунная гостья»,
Элективный курс Лингвостилистический анализ текста ЗАНЯТИЕ 1 Лингвостилистический анализ как составная часть анализа художественного текста.
«ПЕНИЕ- ЗАЛОГ НАСТРОЕНИЯ?» «ПЕНИЕ- ЗАЛОГ НАСТРОЕНИЯ?» Работу выполнила : ученица 2 «В» класса МБОУ «СОШ 5» НГО ФЕОКТИСТОВА АННА ФЕОКТИСТОВА АННА Руководитель.
Москва, 201_ Иванов Иван Иванович ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА КОРПОРАТИВНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ООО «КОРПОРАЦИЯ») специальность.
Транксрипт:

Колокольный звон в ранней лирике Марины Цветаевой (исследовательская работа по литературе)

Актуальность исследования: На сегодняшний день проблема, обозначенная как «феномен колокола в русской культуре» в литературе практически не разработана.

Новизна исследования: Решение ряда теоретических вопросов и практических задач изучения русского колокольного звона в литературе. Рассмотрен феномен колокольного звона в ранней лирике Марины Цветаевой.

Практическая значимость: Разработанные положения позволяют использовать исследование в процессе изучения истории русской культуры, русской литературы, русской музыки на уроках, внеклассных и факультативных занятиях.

Цель: выявить, какую роль играет колокольный звон в ранней лирике Марины Цветаевой.

Задачи: 1. Понять индивидуальное отношение поэтессы к колокольной музыке.

Задачи: 2.Выявить ритмические особенности поэтического языка, позволяющие отразить в художественном слове музыкальное искусство колокольного звона.

Задачи: 3. Выявить фонетические особенности поэтического языка, позволяющие отразить в художественном слове музыкальное искусство колокольного звона.

Предмет исследования: Колокольный звон в ранней лирике Марины Цветаевой - цикл «Стихи о Москве».

Объект исследования: Ранняя лирика Марины Цветаевой - цикл «Стихи о Москве».

Гипотеза: Словесный ритмический рисунок исследованных стихов совпадает с ритмическим рисунком колокольного звона. Сложная фонетическая организация цветаевского стиха зачастую ориентирована на звучание колокольной музыки.

Методы исследования: историко-типологический метод, биографический метод, сравнительно- сопоставительный анализ, семантико-стилистический анализ, метод слово-образ, семиотический анализ.

Ранняя лирика «Стихи о Москве» Москва – часть души Марины Цветаевой. Москва – огромный храм, который исцеляет любой душевный недуг. Кремль, его башни, гробницы, музыка Москвы – звон колоколов – постоянные образы поэзии Марины Цветаевой. Москва – нечто святое, неразрывно связанное с Богом и церковью, звоном колоколов, куполами.

Содержание колокольного звона: В звонах колоколов преобладает трехголосная структура: большие низкозвучащие колокола(басы); маленькие зазвонные колокола(дисканты); средние (альтовые, теноровые); Содержание колокольного звона – это ритмический рисунок.

Ритм – это основная сила, энергия «Стихов о Москве». Ритм создают: повышенная выделенность слова и его обособленность; повышенная музыкальность; обилие повторов; стих произносится толчком; повторы морфем; лексические и синтаксические повторы; бесчисленные «переносы».

Звуковой анализ стихотворения Семь холмов - как семь колоколов. На семи холмах – колокольни. Всех счетом: сорок сороков, - Колокольное семихолмие!

Сопоставим количество звуков: вокальных – 212, невокальных – 108 звуков; звонких– 35, глухих – 81, высоких - 150, низких– 174, диезных – 67, недиезных – 158, бемольных – 67, небемольных Вокальных звуков в два раза больше, чем невокальных. Это говорит о длительности звуков, которые образуются при помощи голоса.

Причем эти гласные хочется не проглатывать, а отчетливо проговаривать, почти пропевать. В результате возникает ощущение чего-то округлого, звонкого, значительного. Все это – перекатывающаяся интонация, звуковые особенности – заставляет нас в этих строках услышать звучание колокольного звона. Слово колокол, которое уже само по себе является звукоподражательным (ко-ло-кол), также возникает уже в самых первых строках стихотворения. *

В первой и второй строфе количество вокальных звуков в два раза больше, а в третьей и четвертой строфе количество невокальных звуков увеличивается. Это влияет на звуковое восприятие стихотворения. В первой строфе мы слышим размеренный звук одного колокола. Во второй строфе звук нарастает, но в то же время появляется и другой звук – звук другого колокола. А в третьей и четвертой строфе мы слышим музыку разных колоколов, т.е. колокольный перезвон.

Выводы: колокольный звон - «родное» звучание для М. Цветаевой, воплощение голоса божественной сущности. словесный ритмический рисунок исследованных стихов М. Цветаевой совпадает с ритмическим рисунком колокольного звона. сложная фонетическая организация цветаевского стиха зачастую ориентирована на звучание колокольной музыки. *