МОТИВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА БИОЛОГИИ
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ – МОТИВАЦИЯ? ПОЧЕМУ ОНА ТАК ВЛИЯЕТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ И ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ? «САМЫЙ БОЛЬШОЙ ТАЛАНТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОНИ СПОСОБНЫ НАХОДИТЬ МОТИВАЦИЮ ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ» БОДО ШЕФЕ Мотивация это побуждение человека к активной деятельности для достижения каких-то целей. Термин «мотивация» буквально означает «то, что вызывает движение». В широком смысле мотивацию можно рассматривать как механизм, определяющий поведение человека.
Процесс мотивации можно представить в виде ряда последовательных этапов:
МОТИВАЦИЯ-КЛЮЧ К ПОЗНАНИЮ ВИДЫ МОТИВАЦИИ. Внешняя мотивацияВнутренняя мотивация Возникает под влиянием внешних импульсов- требований, приказов (вызывает внешний дискомфорт) Возникает под влиянием внутреннего дискомфорта К внешней мотивации относятся всегда мотивы: социальные, оценочные, на результат и пр. Деятельность организуется по собственной инициативе Мотивы: внутреннее удовлетворение, интерес
ВИДЫ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ Мотивация по результату ( обучающийся ориентирован на результаты деятельности); Мотивация по процессу ( обучающийся заинтересован самим процессом деятельности); Мотивация на оценку ( обучающийся заинтересован в получении хорошей оценки); Мотивация во избежание неприятностей (обучающемуся абсолютно неважен результат, но ему не хочется иметь неприятностей со стороны родителей и учителей и т. д. )
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ. Положительный эмоциональный настрой. Изучение мотивационной сферы учащихся, ее корреляция. Ситуация успеха. Наличие свободы выбора. Сформированность общеучебных умений и навыков. Организация игровой деятельности и коллективной деятельности на уроках. Формирование мотивации на каждом этапе урока:
Начало урокаСередина урока Конец урока Этап вызывания исходной мотивации ( связь с будущими и предварительны- ми знаниями ) Этап подкрепления и усиления мотивации (осознание и понимание, какими способами он действует, умеет их оценивать, сравнивать, получать удовольствие от процесса обучения.) Этап завершения работы ( мотивации перспективы, конечного результата, усвоения знаний и умений )
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ – Это отдельный этап урока, однако ее надо осуществлять на каждом из этапов разными способами- в зависимости от дидактической цели и типа урока. Основными способами формирования мотивации при обучении являются: сообщение учащимся теоретической значимости учебного материала; практическое направление знаний и возможность их применения в повседневной жизни; создание проблемных ситуаций; создание ситуации успеха;
постановка близких и далеких перспектив в обучении. четкая организация процесса обучения авторитет учителя; стиль общения; самостоятельная познавательная деятельность учащихся. создание ситуаций познавательной новизны; создание ситуаций эмоционально-ценностных переживаний; создание ситуации заинтересованности; метод удивление; опора на жизненный опыт учащихся; учебные дискуссии; познавательные игры.
Игра «Х и 0» Рассказ учителя Прием Удиви ! Проблемный вопрос Игра « Кто есть кто?» Прием «Лови ошибку» Ассоциативный куст Игра «Верю-не верю» Прием « Обсуди»
Мотивация, мечта мощнейшие двигатели успеха! Неизвестный автор