НовеллыФедеральногозакона «Обобразовании в РоссийскойФедерации» Институт образования НИУ ВШЭ Информационный портал 273-фз.рф Высшая школа экономики, Москва, u
Понятийный аппарат Важнейшим новшеством Закона является определение понятийного аппарата – единое употребление терминов в законодательстве и правоприменительной практике. Например: общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования П. 11 ст. 2 присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня П. 34 ст. 2 Высшая школа экономики, Москва, 2013
Системаобразования Высшая школа экономики, Москва, 2013
Структура системы образования ФГОС, ФГТ, образовательные стандарты, образовательные программы органы государственной власти и органы местного самоуправления объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и родители (законные представители) Высшая школа экономики, Москва, 2013
Видыобразования Общееобразование Профессиональное обучение Профессиональное образование Дополнительное образование Высшая школа экономики, Москва, 2013
Уровни общего образования Дошкольное образование 1 Начальное общее образование 2 Основное общее образование 3 Среднее общее образование 4 Высшая школа экономики, Москва, 2013
Образовательныепрограммы 1) общеобразовательные программы (основные и дополнительные) 1) основные образовательные программы основные общеобразовательные программы основные профессиональные образовательные программы программы профессионального обучения 2) профессиональные программы (основные и дополнительные) 2) дополнительные образовательные программы 3) программы профессиональной подготовки дополнительные общеобразовательные программы дополнительные профессиональные программы стало было Высшая школа экономики, Москва, 2013
Виды основных общеобразовательныхпрограмм Основные общеобразовательные программы образовательные программы дошкольного образования образовательные программы начального общего образования образовательные программы основного общего образования образовательные программы среднего общего образования Высшая школа экономики, Москва, 2013
ФГОС Федеральные государственные образовательные стандарты Федеральные государственные образовательные стандарты к уровням общего образования, в том числе к дошкольному образованию к уровням профессионального образования, в том числе к «третьему» уровню высшего образования, а также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки к ступеням и уровням общего образования к уровням профессионального образования было Высшая школа экономики, Москва, 2013 стало
ФГТ Федеральные государственные требования Федеральные государственные требования к дошкольной образовательной программе к дополнительным профессиональным образовательным программам к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств к программам послевузовского профессионального образования было к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств и спорта стало Высшая школа экономики, Москва, 2013
Примерные основные образовательные программы Примерная основная образовательная программа – учебно- методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы (п. 10 ст. 2) разрабатывается по уровню и направленности на основе ФГОС включается по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, который является общедоступным порядок разработки таких программ, их экспертизы, ведения указанного реестра устанавливаются Минобрнауки России Высшая школа экономики, Москва, 2013
Примерные основные образовательные программы Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ Высшая школа экономики, Москва, 2013
Формы полученияобразования и формы обучения Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность: В организациях, осуществляющих образовательную деятельность Формыобучения: Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки (ч. 12 ст. 76) Высшая школа экономики, Москва, 2013
Новеллы в регулировании реализации образовательных программ Экспериментальная и инновационная деятельность в образовании разведены, им даны разные определения (ст. 20) экспериментальная деятельность регулируется исключительно на уровне Правительства РФ инновационная деятельность на федеральном уровне регулируется Минобрнауки России; на уровне субъектов РФ – уполномоченным органом субъекта РФ Высшая школа экономики, Москва, 2013
Государственная аккредитация Новеллы: программы ДПО не подлежат аккредитации (нет ФГОС). Свидетельства об аккредитации в части этих программ утрачивают силу с (ч. 8 ст. 108) отмена аккредитационной экспертизы по установлению типа и вида образовательной организации предмет государственной аккредитации является только соответствие образовательной деятельности ФГОС Действие ранеевыданных свидетельство государственной аккредитации продолжается, переоформление до г. (ч. 9 ст. 108) Высшая школа экономики, Москва, 2013
Финансированиесистемыобразования Высшая школа экономики, Москва, 2013
Финансирование общего образования Система финансированияобщего образования с двух уровней (региона и муниципалитета) сохраняется. Аналогичная система распространяется нафинансирование дошкольного образования (с ) Высшая школа экономики, Москва, 2013
Плата за присмотр и уход Плату за услугу по присмотру и уходу устанавливает учредитель, он вправе снизить ее размер либо не взимать ее с отдельных категорий обучающихся За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, родительская плата не взимается Высшая школа экономики, Москва, 2013
Плата за присмотр и уход Минобрнауки России рекомендовано установить с средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях на уровне, не превышающем действующий в настоящее время фактический размер родительской платы (письмо Минобрнауки России от 24 апреля 2013 г. ДЛ-101/08) При этом учредителям государственных и муниципальных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, необходимо будет также предусмотреть средства на возмещение затрат образовательной организации на осуществление присмотра и ухода за детьми Высшая школа экономики, Москва, 2013
Компенсация части родительской платы за присмотр и уход Родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта, на первого ребенка, не менее 50% процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 % размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей Порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, является расходным обязательством субъектов РФ Высшая школа экономики, Москва, 2013
Плата за присмотр и уход Стало: Родители платят за присмотр и уход в размере, установленном учредителем, этот размер может составить полную стоимость услуги по присмотру и уходу. Далее они получают компенсацию родительской платы в процентном отношении такую же, как и было ранее, от выплаченного (возможно, полная стоимость затрат на присмотр и уход за ребенком) Было: Родители платят за содержание ребенка, но не более 20% затрат на содержание. Далее они получают компенсацию в размере 20% на первого, 50% на второго, 70% на третьего и последующих детей, эти проценты считаются от выплаченного (не более 1/5 реальных затрат на содержание) Высшая школа экономики, Москва, 2013
101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495)