Государственная итоговая аттестация (ГИА) в 9- ом классе и Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в 11-м классе не только осуществляют контроль за качеством обучения школьников, полученными ими знаниями, выработанными умениями и навыками, сформированными компетенциями. Содержание и форма проведения этих экзаменов задают ориентиры всего математического образования, влияют на отбор содержания, выбор форм и методов обучения. Поэтому так важно, чтобы содержание ГИА и ЕГЭ соответствовало целям и задачам математического образования школьников.
Сейчас общепризнано, что нужно усиливать роль геометрии в ГИА и ЕГЭ по математике. Для этого нужно, чтобы геометрических задач в ГИА и ЕГЭ не было слишком мало. Иначе необходимое количество баллов можно будет набрать только за счет алгебраических задач и к решению геометрических задач можно будет вообще не готовиться. Геометрические задачи базового уровня не должны быть слишком трудными. Трудные задачи могут отпугнуть учащихся. Тем более, что сегодняшний уровень геометрической подготовки учащихся не очень высокий. Геометрические задачи должны быть тематические. Каждая геометрическая задача должна быть посвящена одной конкретной теме, как это делается для алгебраических задач, а не охватывает сразу много тем.
Особенности геометрических задач, отбираемых для включения в ГИА (2011 г.) и ЕГЭ (2010 г.) по математике. Повышение роли наглядности. К каждой задаче предполагается давать рисунок, позволяющий лучше понять условие, представить соответствующую геометрическую ситуацию, наметить план решения, при необходимости провести дополнительные построения и вычисления. Повышение роли конструктивных умений учащихся. Включение задач, в которых требуется не только выполнить вычисления, но и провести построения (изображения) искомых геометрических фигур. Повышение роли геометрических задач с практической направленностью. Нахождение расстояний до недоступных объектов, величин углов, объемов и площадей поверхностей реальных предметов и др.
Традиционно геометрические задачи подразделяются на: - задачи на вычисление (углов, длин, площадей); - задачи на построение; - задачи на доказательство. Каждый из этих типов задач выполняет важную функцию и способствует достижению результатов обучения. Необходимо, чтобы в ГИА и ЕГЭ были, в той или иной мере представлены геометрические задачи всех этих типов.