Урок русского языка в 9 классе Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 9 г. Павловского Посада Лебедева Вера Николаевна
Мы ещё повоюем! (1)Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека! (2)Полный раздумья, шёл я однажды по большой дороге. (3)Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною. (4)Я поднял голову… (5)Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога. (6)И через неё, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолочённая ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьёв, прыгала бойко, забавно, самонадеянно! (7)Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! (8)Завоеватель – и полно! (9)А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя. (10)Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся – и грустные мысли тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я. (11)И пускай надо мной кружится мой ястреб… - (12)Мы ещё повоюем, чёрт возьми! (И. С. Тургенев)
Признаки текста тематическая и композиционная цельность; структурная упорядоченность и членимость; смысловая и грамматическая связность между частями текста; стилистическое единство.
Тема текста - О чём этот текст? Об изменениях в настроении рассказчика от грустных дум – к «отваге», «удали». - Что отражено в тексте: тема или основная мысль?
Стили текста Книжные: Художественный Научный Публицистический Официально-деловой Разговорный
Типы текстов Описание Повествование Рассуждение
Описание: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение.
Повествование: 1. Экспозиция (предыстория или где и когда происходит действие). 2. Завязка (начало событий) 3. Развитие действия. 4. Кульминация. 5. Развязка (итог событий).
Рассуждение: 1. Тезис( мысль, которая требует доказательства или опровержения). 2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры). 3. Вывод.
Определите стиль и тип этого текста. Стиль текста художественный. Это одна из миниатюр, входящих в цикл под названием «Стихотворения в прозе», принадлежащий перу И. С. Тургенева. Тип – смешанный. Ведущий тип - повествование. Жанр – рассказ.
Группа А Какова композиция миниатюры? Какие микротемы можно выделить в тексте? Подтвердите цитатами. Группа В Определите виды и способы связи предложений в основной части текста. Группа В Определите виды и способы связи предложений в основной части текста. Самостоятельная работа по группам. Содержательный и композиционный анализ текста Группа С Какие изобразительно- выразительные средства использует автор? Какова их роль в тексте?
Группа А. Выводы: Основной композиционный прием, использованный автором, – скрытое сравнение двух ситуаций: 1) воробей-«завоеватель» не боится кружащегося над ним ястреба, который может «сожрать» его в любой момент. 2) рассказчик, перестроившись под влиянием этой картины, не боится своего «ястреба», т. е. «тяжких предчувствий», «унылости». Композиция соответствует жанру рассказа: Завязка – первое предложение. Основная часть – наблюдение за «семейкой воробьёв». Кульминация – перемена настроения рассказчика. Развязка – последнее предложение. Последнее предложение перекликается с первым и с заглавием миниатюры, благодаря чему текст получает композиционную завершённость. Текст построен по следующему плану
Группа А. Выводы: Текст построен по следующему плану: I.«Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!» II. 1.«Тяжкие предчувствия», «унылость». 2. Наблюдения за «семейкой воробьёв». 3. Воробей-«завоеватель». 4. «Ястреб» «на небе». 5. «Завоеватель» - возможная жертва ястреба. 6. «…Грустные думы отлетели прочь». III. «Мы ещё повоюем, чёрт возьми!» Количество микротем не совпадает с количеством абзацев (в тексте их 10)
Группа В. Выводы: Предложения в основной части связаны цепным способом. Так как повествование ведётся от первого лица, т. е. от лица рассказчика, то среди сцепляющих слов много местоимений 1-го лица единственного числа и соотнесённых с ним притяжательных в разных формах: я, мою (грудь), мною, я, передо мною, (в десяти шагах), я, надо мною. Кроме местоимений, есть другие средства связи - лексические и морфологические: повтор (дорогу – через эту самую дорогу), сочинительный союз и, присоединяющий абзац-предложение к предыдущему; семейка воробьёв – один из них, противительный союз а, присоединяющий абзац- предложение к предыдущему; завоеватель – этого самого завоевателя, сочинительный союз и, сцепляющий предпоследнее предложение с предыдущим.
Группа С. Выводы: В рассказе использованы разнообразные средства выразительности речи. в описании дороги сравнительный сравнения стрелою уходила вдаль дорога; в описании семейки воробьёв – эпитет раззолоченная ярким летним солнцем; в описании воробья, который вёл себя особенно самонадеянно, - ирония – завоеватель; в описании нового настроения рассказчика – градация: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я; фразеологизмы, которые уточняют повествование и оживляют его: большая дорога – благоустроенная грунтовая дорога между крупными населёнными пунктами (в отличие от просёлочной); дерзко чирикая, словно и черт ему не брат – о воробье-завоевателе, который держит себя крайне независимо; черт возьми – восклицание, выражающее в данном случае восхищение рассказчика своим боевым настроением. Слова разговорного стиля»: малость (мелочь, пустяк); и полно; сожрать, пускай.
Синквейн Слово синквейн происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: 1. В первой строчке одним словом называется тема (существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы двумя прилагательными. 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя глаголами. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним, который повторяет суть темы.
Творческое задание Составление синквейна настроение; тяжёлое, унылое; поглядел, рассмеялся, встряхнулся; Рассказчик почувствовал охоту к жизни. «Мы ещё повоюем!»
Проверка домашнего задания 1. Повторение синтаксиса и пунктуации. Сложные и простые предложения. Наблюдение над особенностью синтаксических конструкций. - Какие предложения по количеству грамматических основ преобладают в тексте? (В тексте преобладают простые предложения: их 9 из 12-ти.) - Чем это объясняется? (Особенностями жанра. Сам Тургенев определил их как «Cтихотворения без рифм и размера». Рифм и размера нет. Но благозвучие, «складность», особый ритм достигаются благодаря продуманному подбору не только слов, но и синтаксических конструкций. Весь секрет в особом ритме, который создают простые предложения.)
Графический анализ сложных предложений, составление их схем. (Их три: одно СБП (3), одно СПП (9), одно с разными видами связи (10). - Случайно ли в 3-х сложных предложениях Тургенев дважды использует бессоюзную связь? (Нет, СБП звучат ритмичней, чем союзные.)
Роль обособленных членов предложения - Найдите обособленные члены предложения и определите их роль в создании жанра «стихотворения в прозе». Обособленные члены предложения употребляются в 6-ти случаях: Во 2-м, 6-м предложениях – обособленные определения; в 5, 6 предложениях – уточняющие члены предложения; в 7-м предложении – 2 обособленных обстоятельства. Вывод: обособленные члены предложения придают речи особую напевность. Какую роль выполняют восклицательные предложения? (Придают особую эмоциональность, помогают выразить чувства автора: удивления (1), восхищения (6, 7, 8), уверенности (12).
Роль восклицательных предложений Какую роль выполняют восклицательные предложения? Придают особую эмоциональность, помогают выразить чувства автора: удивления (1), восхищения (6, 7, 8), уверенности (12).
Повторение орфографии. 1. Сгруппируйте слова по орфограммам. 1) проверяемые безударные гласные в корне; 2) непроверяемые гласные; 3) проверяемые согласные; 3) непроизносимые согласные; 4) Е - И в окончаниях существительных; 5) окончания прилагательных; 6) личные окончания глаголов; 7) ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах; 8) приставки не и ни; 9) а и о в приставках РАЗ (РАС)/РОЗ (РОС; 10) О-Ё после шипящих; 11) гласные И, У, А после шипящих; 12) суффиксы ОВА/ЕВА – ЫВА/ИВА; 13) гласная перед суффиксом Л в глаголе прошедшего времени; 14) приставки на З/С; 15) суффиксы О-Е на конце наречий: бойко, забавно, самонадеянно, особенно, дерзко 16) правописание гласных и согласных в приставках; 17) правописание Н и НН в разных частях речи; 18) правописание сложных слов; 19) ь после шипящих; 20) Ь для смягчения согласных
Повторение орфографии Самопроверка: 1) проверяемые безударные гласные в корне: стесняли, тополей, стрелою, рядов, уходила, раззолоченная, семейка, самонадеянно, бочком, завоеватель, поглядел, отлетели, встряхнулся, удаль 2) непроверяемые гласные: человек, дорога, десяти, шагах, воробьёв, самонадеянно, ястреб 3) проверяемые согласные: грудь, тяжкие, дерзко, ястреб 3) непроизносимые согласные: предчувствия, солнцем, грустные, почувствовал 4) Е - И в окончаниях существительных: по дороге, на небе, к жизни 5) окончания прилагательных: раззолоченная ярким летним (солнцем), высоких (тополей) 6) личные окончания глаголов: может, кружится, повоюем 7) ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах: кружится 8) приставки не и ни: ничтожная, 9) а и о в приставках РАЗ (РАС)/РОЗ (РОС): раздумья, раззолоченная 10) О-Ё после шипящих: шёл, большой, чёрт, раззолоченная 11) гласные И, У, А после шипящих: выпуча, почувствовал, к жизни 12) суффиксы ОВА/ЕВА – ЫВА/ИВА: овладевала 13) гласная перед суффиксом Л в глаголе прошедшего времени: поднял, прыгала, надсаживал, почувствовал 14) приставки на З/С: раззолоченная, рассмеялся, встряхнулся 15) суффиксы О-Е на конце наречий: бойко, забавно, самонадеянно, особенно, дерзко 16) правописание гласных и согласных в приставках: перестроить, предчувствия, овладевала, надсаживал, завоеватель, сожрать, поглядел, отлетели, почувствовал 17) правописание Н и НН в разных частях речи: раззолоченная, самонадеянно, особенно, суждено 18) правописание сложных слов: тотчас, 19) ь после шипящих: прочь 20) Ь для смягчения согласных: малость, перестроить, грудь, вдаль, гуськом, завоеватель, быть, сожрать, удаль,
Домашнее задание Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл 12-го (последнего) предложения текста: «- Мы ещё повоюем, чёрт возьми!» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.