Урок русского языка в 9 классе Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 9 г. Павловского Посада Лебедева Вера Николаевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Признаки текста: Смысловая цельность (единая тема) Грамматическая связь предложений.
Advertisements

1 2 Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся.
Иван Сергеевич Тургенев: человек, писатель, гражданин Ежели Пушкин имел полное право сказать, что он пробуждал «чувства добрые», то то же самое и с такой.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему урок русского языка в 8 классе (технология развития критического мышления через чтение и письмо) Учитель.
Урок развития речи 7 класс Учитель русского языка и литературы Михайлова Наталья Алексеевна ГБОУ школа 578 Приморского района г. Санкт-Петербург.
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
ПРИГЛАШАЮ В МАСТЕРСКУЮ СОТРУДНИЧЕСТВА… Дарю тебе сердце На листике белом, Дарю тебе сердце, Что хочешь с ним делай. Гуляй, где угодно, Ходи с ним повсюду,
«Мой царь! мой раб! родной язык!» Стихия вдохновения или могучий труд созидания? /Анализ текста при подготовке к ЕГЭ/ Автор: Танкова Н. С., учитель МСШ.
Типы речи Повествование Описание Рассуждение Повествование Композиция: Экспозиция; Завязка; Развитие действия; Кульминация; Развязка.
Сочинение- повествование. Памятка. Как работать над сочинением(по учебнику М. М. Разумовской) План работы: 1.Конкретизировать тему. Определить основную.
Сочинение ГИА. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимение – удобное звено в устройстве.
Текст Учебное пособие по русскому языку для 7 класса. Составила Привезенцева Т. П., учитель русского языка и литературы ГОУ лицей 329 Невского района г.Санкт-Петербурга.
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ( В НОВОЙ ФОРМЕ ) ГИА – КЛАСС Р У С С К И Й Я З Ы К Спецификация Кодификаторы элементов содержания экзаменационной.
Повествование Описание Рассуждение Содержание Композиция Особенности языка Рассказ о событиях, действиях, происшествиях Рассказ о событиях, действиях,
Эссе как жанр литературного произведения Лыкова Елена Марковна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей»
Найдите 3 лишнее: Научный Разговорный художественный.
Урок русского языка в 8 классе. Учитель : Бессчастнова С. Н. МОУ « Средняя школа 20» г. Балаково Строение текста. Стили речи.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Лингвистический анализ текстов публицистического стиля.
К ГИА шаг за шагом! Проверочная работа по теме «Глагол» (6 класс) Учитель русского языка и литературы МОУ Сампурской СОШ Сампурского района Тамбовской.
Транксрипт:

Урок русского языка в 9 классе Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 9 г. Павловского Посада Лебедева Вера Николаевна

Мы ещё повоюем! (1)Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека! (2)Полный раздумья, шёл я однажды по большой дороге. (3)Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною. (4)Я поднял голову… (5)Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога. (6)И через неё, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолочённая ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьёв, прыгала бойко, забавно, самонадеянно! (7)Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! (8)Завоеватель – и полно! (9)А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя. (10)Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся – и грустные мысли тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я. (11)И пускай надо мной кружится мой ястреб… - (12)Мы ещё повоюем, чёрт возьми! (И. С. Тургенев)

Признаки текста тематическая и композиционная цельность; структурная упорядоченность и членимость; смысловая и грамматическая связность между частями текста; стилистическое единство.

Тема текста - О чём этот текст? Об изменениях в настроении рассказчика от грустных дум – к «отваге», «удали». - Что отражено в тексте: тема или основная мысль?

Стили текста Книжные: Художественный Научный Публицистический Официально-деловой Разговорный

Типы текстов Описание Повествование Рассуждение

Описание: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение.

Повествование: 1. Экспозиция (предыстория или где и когда происходит действие). 2. Завязка (начало событий) 3. Развитие действия. 4. Кульминация. 5. Развязка (итог событий).

Рассуждение: 1. Тезис( мысль, которая требует доказательства или опровержения). 2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры). 3. Вывод.

Определите стиль и тип этого текста. Стиль текста художественный. Это одна из миниатюр, входящих в цикл под названием «Стихотворения в прозе», принадлежащий перу И. С. Тургенева. Тип – смешанный. Ведущий тип - повествование. Жанр – рассказ.

Группа А Какова композиция миниатюры? Какие микротемы можно выделить в тексте? Подтвердите цитатами. Группа В Определите виды и способы связи предложений в основной части текста. Группа В Определите виды и способы связи предложений в основной части текста. Самостоятельная работа по группам. Содержательный и композиционный анализ текста Группа С Какие изобразительно- выразительные средства использует автор? Какова их роль в тексте?

Группа А. Выводы: Основной композиционный прием, использованный автором, – скрытое сравнение двух ситуаций: 1) воробей-«завоеватель» не боится кружащегося над ним ястреба, который может «сожрать» его в любой момент. 2) рассказчик, перестроившись под влиянием этой картины, не боится своего «ястреба», т. е. «тяжких предчувствий», «унылости». Композиция соответствует жанру рассказа: Завязка – первое предложение. Основная часть – наблюдение за «семейкой воробьёв». Кульминация – перемена настроения рассказчика. Развязка – последнее предложение. Последнее предложение перекликается с первым и с заглавием миниатюры, благодаря чему текст получает композиционную завершённость. Текст построен по следующему плану

Группа А. Выводы: Текст построен по следующему плану: I.«Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!» II. 1.«Тяжкие предчувствия», «унылость». 2. Наблюдения за «семейкой воробьёв». 3. Воробей-«завоеватель». 4. «Ястреб» «на небе». 5. «Завоеватель» - возможная жертва ястреба. 6. «…Грустные думы отлетели прочь». III. «Мы ещё повоюем, чёрт возьми!» Количество микротем не совпадает с количеством абзацев (в тексте их 10)

Группа В. Выводы: Предложения в основной части связаны цепным способом. Так как повествование ведётся от первого лица, т. е. от лица рассказчика, то среди сцепляющих слов много местоимений 1-го лица единственного числа и соотнесённых с ним притяжательных в разных формах: я, мою (грудь), мною, я, передо мною, (в десяти шагах), я, надо мною. Кроме местоимений, есть другие средства связи - лексические и морфологические: повтор (дорогу – через эту самую дорогу), сочинительный союз и, присоединяющий абзац-предложение к предыдущему; семейка воробьёв – один из них, противительный союз а, присоединяющий абзац- предложение к предыдущему; завоеватель – этого самого завоевателя, сочинительный союз и, сцепляющий предпоследнее предложение с предыдущим.

Группа С. Выводы: В рассказе использованы разнообразные средства выразительности речи. в описании дороги сравнительный сравнения стрелою уходила вдаль дорога; в описании семейки воробьёв – эпитет раззолоченная ярким летним солнцем; в описании воробья, который вёл себя особенно самонадеянно, - ирония – завоеватель; в описании нового настроения рассказчика – градация: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я; фразеологизмы, которые уточняют повествование и оживляют его: большая дорога – благоустроенная грунтовая дорога между крупными населёнными пунктами (в отличие от просёлочной); дерзко чирикая, словно и черт ему не брат – о воробье-завоевателе, который держит себя крайне независимо; черт возьми – восклицание, выражающее в данном случае восхищение рассказчика своим боевым настроением. Слова разговорного стиля»: малость (мелочь, пустяк); и полно; сожрать, пускай.

Синквейн Слово синквейн происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: 1. В первой строчке одним словом называется тема (существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы двумя прилагательными. 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя глаголами. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним, который повторяет суть темы.

Творческое задание Составление синквейна настроение; тяжёлое, унылое; поглядел, рассмеялся, встряхнулся; Рассказчик почувствовал охоту к жизни. «Мы ещё повоюем!»

Проверка домашнего задания 1. Повторение синтаксиса и пунктуации. Сложные и простые предложения. Наблюдение над особенностью синтаксических конструкций. - Какие предложения по количеству грамматических основ преобладают в тексте? (В тексте преобладают простые предложения: их 9 из 12-ти.) - Чем это объясняется? (Особенностями жанра. Сам Тургенев определил их как «Cтихотворения без рифм и размера». Рифм и размера нет. Но благозвучие, «складность», особый ритм достигаются благодаря продуманному подбору не только слов, но и синтаксических конструкций. Весь секрет в особом ритме, который создают простые предложения.)

Графический анализ сложных предложений, составление их схем. (Их три: одно СБП (3), одно СПП (9), одно с разными видами связи (10). - Случайно ли в 3-х сложных предложениях Тургенев дважды использует бессоюзную связь? (Нет, СБП звучат ритмичней, чем союзные.)

Роль обособленных членов предложения - Найдите обособленные члены предложения и определите их роль в создании жанра «стихотворения в прозе». Обособленные члены предложения употребляются в 6-ти случаях: Во 2-м, 6-м предложениях – обособленные определения; в 5, 6 предложениях – уточняющие члены предложения; в 7-м предложении – 2 обособленных обстоятельства. Вывод: обособленные члены предложения придают речи особую напевность. Какую роль выполняют восклицательные предложения? (Придают особую эмоциональность, помогают выразить чувства автора: удивления (1), восхищения (6, 7, 8), уверенности (12).

Роль восклицательных предложений Какую роль выполняют восклицательные предложения? Придают особую эмоциональность, помогают выразить чувства автора: удивления (1), восхищения (6, 7, 8), уверенности (12).

Повторение орфографии. 1. Сгруппируйте слова по орфограммам. 1) проверяемые безударные гласные в корне; 2) непроверяемые гласные; 3) проверяемые согласные; 3) непроизносимые согласные; 4) Е - И в окончаниях существительных; 5) окончания прилагательных; 6) личные окончания глаголов; 7) ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах; 8) приставки не и ни; 9) а и о в приставках РАЗ (РАС)/РОЗ (РОС; 10) О-Ё после шипящих; 11) гласные И, У, А после шипящих; 12) суффиксы ОВА/ЕВА – ЫВА/ИВА; 13) гласная перед суффиксом Л в глаголе прошедшего времени; 14) приставки на З/С; 15) суффиксы О-Е на конце наречий: бойко, забавно, самонадеянно, особенно, дерзко 16) правописание гласных и согласных в приставках; 17) правописание Н и НН в разных частях речи; 18) правописание сложных слов; 19) ь после шипящих; 20) Ь для смягчения согласных

Повторение орфографии Самопроверка: 1) проверяемые безударные гласные в корне: стесняли, тополей, стрелою, рядов, уходила, раззолоченная, семейка, самонадеянно, бочком, завоеватель, поглядел, отлетели, встряхнулся, удаль 2) непроверяемые гласные: человек, дорога, десяти, шагах, воробьёв, самонадеянно, ястреб 3) проверяемые согласные: грудь, тяжкие, дерзко, ястреб 3) непроизносимые согласные: предчувствия, солнцем, грустные, почувствовал 4) Е - И в окончаниях существительных: по дороге, на небе, к жизни 5) окончания прилагательных: раззолоченная ярким летним (солнцем), высоких (тополей) 6) личные окончания глаголов: может, кружится, повоюем 7) ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах: кружится 8) приставки не и ни: ничтожная, 9) а и о в приставках РАЗ (РАС)/РОЗ (РОС): раздумья, раззолоченная 10) О-Ё после шипящих: шёл, большой, чёрт, раззолоченная 11) гласные И, У, А после шипящих: выпуча, почувствовал, к жизни 12) суффиксы ОВА/ЕВА – ЫВА/ИВА: овладевала 13) гласная перед суффиксом Л в глаголе прошедшего времени: поднял, прыгала, надсаживал, почувствовал 14) приставки на З/С: раззолоченная, рассмеялся, встряхнулся 15) суффиксы О-Е на конце наречий: бойко, забавно, самонадеянно, особенно, дерзко 16) правописание гласных и согласных в приставках: перестроить, предчувствия, овладевала, надсаживал, завоеватель, сожрать, поглядел, отлетели, почувствовал 17) правописание Н и НН в разных частях речи: раззолоченная, самонадеянно, особенно, суждено 18) правописание сложных слов: тотчас, 19) ь после шипящих: прочь 20) Ь для смягчения согласных: малость, перестроить, грудь, вдаль, гуськом, завоеватель, быть, сожрать, удаль,

Домашнее задание Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл 12-го (последнего) предложения текста: «- Мы ещё повоюем, чёрт возьми!» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.