«Традиционный русский народный костюм: от истоков к современности»
Традиция русского костюма складывалась веками…
Детский костюм
Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи. Рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили с узким поясом или цветим шнуром. Порты шились суженные снизу до щиколотки. Завязывались на талии шнурком – гашником. Поверх носили верхние шелковые или суконные штаны.
Мужской костюм
Обувь Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Плели русские лапти из трех лык в три ряда.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ Женский костюм Тульской губернии
Женская рубаха
ПОНЕВА – ШЕРСТЯНАЯ КЛЕТЧАТАЯ ЮБКА. ЕЁ НОСИЛИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЗАМУЖНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИ ПОНЕВЫ БЫЛИ С БУБЕНЦАМИ ПРИ ХОДЬБЕ ИХ БЫЛО ДАЛЕКО СЛЫШНА
Передник
Пояса плетеные и тканые
Женские головные уборы - КИЧКА
Комплекс с сарафаном
Душегреи и епанечки
Северные и центральная области Южные области
КокошникВенец Рубаха Душегрея Епанечка Сарафан Сапожки Лапти
Головной убор - сорока Вышитая рубаха Передник Понёва Лапти Занавеска Пояс (кушак)
Девичьи Головные уборы
Женские головные уборы
Платки
Украшения
Кукла в русском костюме XIXв. Орловская губерния. Это южнорусский тип костюма с понёвой. Рубаха, которая тоже являлась древнейшим элементом одежды, состоит из двух полотен, традиционно украшенная по низу цветными нашивками. Головной убор куклы характерен для юга России. Он собран по типу "сороки". С боков под головным убором обычно носили пучки ярко окрашенных перьев или ниток.
Кукла в русском костюме XIXв. Орловская губерния. Женский свадебный костюм. Многопредметный, с обилием разнообразных украшений костюм девичьей и женской одежды с сарафаном широко бытовал по всей территории России. Дополняет костюм нашейное украшение - ожерелье, украшенное бисером, стеклярусом. Ожерелье в костюме куклы также очень точно передано с помощью золотой тесьмы.
Кукла в русском костюме XIXв. Воронежская губерния Самый многодельный элемент костюма - понева. Ее шили из трех полотнищ черной шерстяной ткани в клетку и соединяли прошвой из черной шерсти. На кукле надета белая холщовая рубаха с пышными рукавами, отделанными кумачом и тесьмой, имитирующей черную вышивку по нитям. На голове куклы надета подковообразная сорока. Во многих губерниях сороку надевали женщины первых лет замужества, пряча под нее волосы.
Кукла в русском костюме XIXв. Рязанская губерния. Сапожковский уезд Костюм состоит из рубахи, понёвы, короткого навершника, пояса и головного убора. Туникообразный укороченный навершник без рукавов - это один из древнейших элементов одежды, который бытовал на Рязанской земле во многих районах, в том числе и в Сапожковском уезде. Лапти служили основной повседневной и праздничной обувью, носили их летом и зимой. Они изготавливались из липы и бересты.
В праздничный ансамбль входит сарафан, душегрея и головной убор "почелок". Рубахи, надевавшиеся с сарафанами, отличались более простой отделкой. Поверх сарафана куклы надета душегрея - обязательная часть костюма с сарафаном. Носили душегрею девушки и замужние городские женщины, среди крестьян душегрея являлась также предметом свадебной одежды. Кукла в русском костюме XIXв. Костромская губерния. Девичий костюм
Кукла в русском костюме конца XIX - начало XX вв. Московская губерниия. В такой костюм входят рубаха с юбкой, фартук, два платка, лыковые лапти. В начале 20 века по всей территории России в одежде крестьянок начинают широко употребляться юбки. Они шились достаточно просто. Ткань использовалась либо домотканая одноцветная или полосатая, либо фабричная, как на кукле. Рубаху, как основной элемент костюма, одевали в будни и праздники. Фартук шился из одного прямого полотнища ткани, собирался на обшивку и завязывался на талии.
Кукла в русском костюме XIXв. Московская губерния. Костюм мальчика. Мужчины надевали рубаху с косым разрезом - косоворотка (главная часть ансамбля)-, полосатые штаны, заправленные в лапти из липы, и суконная шапка в виде колпака.
Кукла в русском костюме XIXв. Московская губерния Костюм состоит из сарафана, рубахи, головного убора "кокошник". Главной его особенностью является рубаха, которая носила название "долгорукавка", т.к. у неё были длинные рукава особого кроя, достигавшие в длину 3-х метров. Кокошник носили замужние женщины, и предназначался он для больших праздников. Фартук, обязательная принадлежность праздничного женского костюма.
Кукла в русском костюме XIXв. Московская губерния. Девичий костюм Это костюм с сарафаном, где преобладает нарядный красный цвет. Обилие красного цвета отличало рубахи девушек и молодых женщин. Рубаха сделана из натурального отбеленного льна и отличается минимальным количеством украшений в виде нашивок из кумача. Также только девушки носили головной убор "почелок", который не закрывал косу. Праздничные сапожки изготавливались из тонкой кожи различных цветов.
Кукла в русском костюме XIXв. Псковская губерния. Свадебный женский костюм. Кукла в русском костюме XIXв. Архангельская губерния.
Кукла в традиционном костюме жителей Тульской губернии Костюм состоит из красной рубахи, распашной паневы с очень богатым декором, кушака с задником и головного убора "курица"
Практическое задание: Перетащив элементы праздничных народных костюмов на девочку, Вы узнаете, как одевались в разных регионах России.
Традиционные узоры и орнаменты
Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество, вышивка, набойка Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Наиболее распространенные элементы орнаментов: треугольники, ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, прямоугольники с точками, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Гамма цветов многокрасочна.
Этапы работы - выбрать вариант костюма; - наметить места украшений и орнамента; -определить колорит ( цвет ) костюма; - выполнить в цвете работу. :
орнамент возник не как украшение, а как оберег, имел магический смысл и размещался в определенных, наиболее уязвимых для человека местах его одежды: по вороту, подолу, низу рукавов, шел по обеим сторонам от разреза на груди. Оформленная таким образом рубаха служила человеку надежной защитой от посягательств многочисленной и разнообразной нечисти. Практическое задание: Нарисовать орнамент на рубашке
Свадебный костюм самый нарядный и торжественный
Свадебный наряд шили задолго до торжества, т.к. он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались оберегами от злых сил и напастей и символами, утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство.
КАЗАЧИЙ КОСТЮМ
Народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества: традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом
Какие элементы русского костюма могут быть уместными в современном костюме? Вышивка Орнамент Аппликация Натуральные материалы Крой Кружево
Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций.
Цвет - язык народа. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый, красный и синий.
…а также элементы украшения и отделки…
СТИЛИЗОВАННЫЙ КОСТЮМ
Элементы народного костюма в современном мире
Элементы современной одежды
Мужская рубаха - косоворотка
Современный сарафан
Павловопосадские платки
Русский костюм и современная мода
Фольклорный стиль
Глядя сегодня на народные рубахи, мы нередко забываем, что именно они внесли в наш современный костюм множество мудрых приемов и деталей. Полюбившийся воротник стойка впервые возник в народной одежде из полоски ткани, пришитой к вороту. Популярный сегодня прямой свободный силуэт был так же заимствован из рубахи. Широкая пройма рукава, столь необходимая при современных темпах жизни, так же не случайно называется рубашечной. Поэтому по сей день, русская народная рубаха является источником идей для художников-модельеров.
Берегите Россию. Нет России другой. Берегите ее тишину и покой, Это небо и солнце, Этот хлеб на столе, И родное оконце В позабытом селе. Берегите Россию Без нее нам не жить. Берегите ее Чтобы вечно ей быть. Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой. Берегите Россию Нет России другой
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Список литературы: Русский народный свадебный костюм» Издательство «Культура и традиции» 2003 Горожанина СВ., Зайцева Л.М. Художник Н.Е.ИЛЬЕНКО Фото Г.Н.ПЛАХУТА Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., Хэрольд Р. Костюмы народов мира.- М.: ЭКСМО- Пресс, Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», Лебедева А. Русский народный костюм// Юный художник