Д е л о в а я и г р а (суд над героями пьесы А.Н.Островского «Гроза» с элементами дискуссии) Автор: Бондаренко Оксана Геннадиевна, учитель русского языка и литературы 2012 год литературы 2012 год
Островский Александр Николаевич (1823 – 1886) Островский Александр Николаевич (1823 – 1886) русский писатель, драматург, член - корреспондент Петербургской АН русский писатель, драматург, член - корреспондент Петербургской АН
Замоскворечье (начало 19 века)
Замоскворечье. С литографии начала XIX века. Александр Николаевич Островский родился 12 апреля (31 марта ст. ст.) 1823 года в Москве, в Замоскворечье. Отец его служил в Московском коммерческом суде, выделяясь среди чиновников своим умом и начитанностью. Николай Федорович Островский отец драматурга. Дом на М. Ордынке, теперь улице Островского, в котором родился будущий драматург.
Дом в Голиковском переулке, где родился А.Н.Островский.
Первая московская гимназия, где учился А. Н. Островский. С 1835 года А. Н. Островский учился в Первой московской гимназии. В 1840 году поступил в Московский университет, на юридический факультет. Еще в гимназии он увлекается литературой, и первые опыты его литературного творчества относятся к гимназическому времени.
Московский Университет первой половины 19 века
А. Н. Островский, с детства наблюдавший жизнь купцов, в совершенстве изучил быт, семейные и имущественные отношения их во время почти восьмилетней службы в Московском совестном, а затем Коммерческом суде, куда поступил по настоянию отца в 1843 году, не окончив университета Прием приданого. С картины В. Пукирёва. Приезд гувернантки в купеческий дом. С картины В. Перова
Гроза 1859 год 1859 год ПЬЕСА ПЬЕСА
Творческая история пьесы Гроза 1856 год. Островский отправляется в этнографическую экспедицию по изучению народных промыслов на Верхнюю Волгу – от истока до Нижнего Новгорода год. Островский отправляется в этнографическую экспедицию по изучению народных промыслов на Верхнюю Волгу – от истока до Нижнего Новгорода. Впечатления от поездки по Волге легли в основу пьесы. Впечатления от поездки по Волге легли в основу пьесы. «Гроза» была написана Островским в течение лета – осени 1859 года, в этом же году поставлена на сцене, а в напечатана в журнале «Библиотека для чтения». «Гроза» была написана Островским в течение лета – осени 1859 года, в этом же году поставлена на сцене, а в напечатана в журнале «Библиотека для чтения».
Тихон Петрович Кабанов
Город Калинов Напрасно мы станем искать на карте России город Калинов – место действия пьесы. Напрасно мы станем искать на карте России город Калинов – место действия пьесы. Это вымышленный город, в любом российском городе тех лет могла происходить такая драма. Это вымышленный город, в любом российском городе тех лет могла происходить такая драма. В старинном споре приволжских городов о том, какой город стал прообразом города Калинова, слышны доводы в пользу Кинешмы, Костромы, Твери, Ржеве, Торжке. В старинном споре приволжских городов о том, какой город стал прообразом города Калинова, слышны доводы в пользу Кинешмы, Костромы, Твери, Ржеве, Торжке. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в Торжке Тверской губернии. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в Торжке Тверской губернии. Кинешма Кострома
Кабаниха на прогулке. Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза". Кабаниха на прогулке. Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза".
П. А. Стрепетова в роли Катерины. «Гроза». П. А. Стрепетова в роли Катерины. «Гроза». Пушкинский театр А. А. Бренко в Москве Пушкинский театр А. А. Бренко в Москве
КУСТОДИЕВ Борис Михайлович ( ). Эскиз костюма Варвары к постановке драмы А.Н.Островского "Гроза". Государственная Третьяковская галерея, Москва КУСТОДИЕВ Борис Михайлович ( ). Эскиз костюма Варвары к постановке драмы А.Н.Островского "Гроза". Государственная Третьяковская галерея, Москва
Варвара в исполнении Юлии Бурыгиной
Катерина Катерина Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза". Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза".
Говорящие имена Говорящие имена Катерина – Екатерина – вечно чистая (греч.) Катерина – Екатерина – вечно чистая (греч.) Варвара – от «варварить» (шуточн.) – праздновать, кутить, гулять (Даль). Варвара – от «варварить» (шуточн.) – праздновать, кутить, гулять (Даль). Савёл Пркофьевич Дикой – дикой, по словарю Даля, «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший». Савёл Пркофьевич Дикой – дикой, по словарю Даля, «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший». Кулигин – фамилия проецируется на историческое лицо – механика-самоучку Ивана Петровича Кулибина (1735 – 1818), родом из Нижнего Новгорода, поражавшего современников своими изобретениями – часов, микроскопа, телескопа, семафорного телеграфа и др. Кулигин – фамилия проецируется на историческое лицо – механика-самоучку Ивана Петровича Кулибина (1735 – 1818), родом из Нижнего Новгорода, поражавшего современников своими изобретениями – часов, микроскопа, телескопа, семафорного телеграфа и др.
Дикой Савел Прокофьич
Прототип Катерины Жаркое лето 1859 года Островский проводит под Москвой. Жаркое лето 1859 года Островский проводит под Москвой. Друзья Островского часто собирались у него на даче. Талантливая весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества. Друзья Островского часто собирались у него на даче. Талантливая весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества. Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный народный характер. Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный народный характер. Слушая рассказы Косицкой о ранних годах ее жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство ее языка, на красочность и выразительность оборотов. Слушая рассказы Косицкой о ранних годах ее жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство ее языка, на красочность и выразительность оборотов. Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания характера Катерины. Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания характера Катерины. Известно, что роль Катерины в спектакле Островский заранее отдал Косицкой. Известно, что роль Катерины в спектакле Островский заранее отдал Косицкой.
Письменный стол, сделанный самим драматургом, стоит в его кабинете. Именно за этим столом утром 2 июня 1886 Александр Николаевич работал над переводом трагедии Шекспира "Антоний и Клеопатра", а в последний свой час просматривал только что доставленный свежий номер журнала "Русская мысль". Он умер в своем любимом заволжском имении, среди костромских дремучих лесов, на холмистых берегах маленьких извилистых речек. Письменный стол, сделанный самим драматургом, стоит в его кабинете. Именно за этим столом утром 2 июня 1886 Александр Николаевич работал над переводом трагедии Шекспира "Антоний и Клеопатра", а в последний свой час просматривал только что доставленный свежий номер журнала "Русская мысль". Он умер в своем любимом заволжском имении, среди костромских дремучих лесов, на холмистых берегах маленьких извилистых речек.
Памятник А.Н.Островскому у Малого театра в Москве