1 Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей О разработке и внедрении в практику государственного образования обучающих программ по профилактике ВИЧ/СПИД и толерантному отношению к ВИЧ-инфицированным лицам А.А.Гериш
2 Нормативное правовое обеспечение организации системы профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде >В соответствии с Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции)», государством гарантируется: >включение в учебные программы образовательных учреждений тематических разделов по нравственному и половому воспитанию обучающихся, воспитанников; >подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции; >- не допускается отказ в приеме в образовательные учреждения на основании наличия ВИЧ-инфекции. >В соответствии с законом «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья
3 Организация системы профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде 1. Включение вопросов профилактики ВИЧ-инфекции в федеральный компонент государственного образовательного стандарта по «Биологии» и ОБЖ 2. Разработка и реализация программ профилактики ВИЧ-инфекции и формирования толерантного отношения к ВИЧ- инфицированным лицам 3. Создание системы подготовки педагогических кадров по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции среди обучающихся
4 Организация системы профилактики распространения ВИЧ-инфекции в образовательной среде >1. В федеральный компонент государственного образовательного стандарта и примерные программы общего образования по «Биологии» и «Основам безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) включена тема здоровья и здорового образа жизни, в том числе профилактики ВИЧ-инфекции. >За счет времени вариативной части базисного учебного плана рекомендовано включение тем по репродуктивному здоровью и социально-демографическим процессам в Российской Федерации, правовым аспектам взаимоотношений полов, ранним половым связям и их последствиям для здоровья, основам семейного права в Российской Федерации, роли семьи в воспитании нравственных ценностей и сохранения здоровья. >Минобрнауки России совместно с Роспотребнадзором и ЮНЕСКО разработана Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде.
5 Организация системы профилактики распространения ВИЧ-инфекции в образовательной среде >2. Разработаны образовательные программы профилактики ВИЧ- инфекции среди обучающихся и формирования толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ-инфекцией: >«Разработка региональной системы профилактики социально значимых заболеваний среди детей и молодежи» (программа повышения квалификации работников образования); >«Профилактика ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде» (учебно-методический комплекс для преподавателей и студентов педагогических вузов); >«Меридиан здоровья» (программа профилактики ВИЧ-инфекции в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением); >«Программа проектно-образовательных семинаров по совместному обучению педагогов, обучающихся начального, среднего и высшего профессионального образования и их родителей». >3. Начиная с 2004 г. создана система повышения квалификации педагогических работников по вопросам профилактики распространения ВИЧ-инфекции среди обучающихся. Обучено около педагогических работников, около студентов, 1000 обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования, 500 родителей обучающихся.
6 Причины возникновения проблем при реализации профилактических программ >не учитываются особенности целевых групп; >недостаточная квалификация специалистов, реализующих программы; >не налажен полноценный контакт с родителями обучающихся; >соответствующими органами исполнительной власти не осуществляется должный контроль за реализацией программы в образовательных учреждениях
7 Условия реализации профилактических программ >профилактические программы и их методическое обеспечение должны носить дифференцированный характер в зависимости от конкретной целевой группы (по возрасту; по группам риска и так далее); >реализация программ должна осуществляться специалистами, имеющими соответствующую подготовку; >особое внимание должно уделяться пропаганде здорового и безопасного образа жизни, семейных ценностей, ответственного поведения молодежи как альтернативы рискованному, асоциальному поведению; >на участие детей в программах превентивного обучения, затрагивающих вопросы полового просвещения, целесообразно получать согласие их родителей. В свою очередь, необходимо реализовывать программы родительского всеобуча в области профилактики, активно привлекать родителей к профилактической деятельности в части защиты своих детей; >при внедрении программ необходим контроль органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образоования (на уровне региона, муниципального образования) за их корректной реализацией.