Курс «Современные методы социологических исследований», 2014 © Пузанова Ж.В. Семантический дифференциал
Стандартный СД Испытуемым предлагается оценить стимул (значение) с помощью предложенных шкал-антонимов Варианты: Шкалированные (оценивается степень выраженности того или иного свойства: легкий тяжелый и т.д.) Биполярные шкалы (выбор одного из антонимов) Оцените, пожалуйста, предложенный Вам напиток с помощью следующих пар прилагательных. Подчеркните то слово из каждой пары прилагательных, которое, на Ваш взгляд, более характеризует напиток: легкий – тяжелый быстрый – медленный активный – пассивный сильный – слабый хороший – плохой и т.д.
СД: основные положения Процедура многомерного шкалирования (много оценочных шкал, много измерений (степеней свободы), многомерное представление результатов) Преимущества СД: компактность, возможность бланковой работы, возможность стандартизации результатов…, снятие речевых штампов заданным шкалами Недостатки СД: ограниченность возможного набора оценочных шкал, возможное наличие незначимых для испытуемого оценочных шкал, и отсутствие значимых… С. Пространство имеет 3 интегрирующих фактора: оценка, сила, активность (ОСА – EPA: evaluation, potency, activity) – универсальны по отношению к языку (В.Вундт: описание эмоций: удовольствие – напряжение – возбуждение)
СД: Вычисление расстояний между значениями +
Сдвиг значений слов (пример: героическая смерть) Сдвиг значения вычисляется по формуле: По фактору «СИЛА»: Теоретическое значение словосочетания героическая смерть:
Домашнее задание Определите дифференциал (D) между элементами в домашнем задании по ТРР. Сравните D: какие элементы ближе друг к другу ? Какие дальше ? Оцените сдвиг значений при сочетании слов ( используйте элементы из прошлого домашнего задания ). Попробуйте определить, сочетание каких слов более эффективно ?
Литература по теме: Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб, Баранова Т.С. Психосемантические методы в социологии//Социология: 4М, Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психосемантические возможности. – М., Серкин В.П. Методы психологии, субъективной семантики и психосемантики. М., Климов И.А. Комплексное использование семантического дифференциала и контент-анализа открытых вопросов для изучения культурных феноменов // Социология: 4М Родионова Н.В. Семантический дифференциал (обзор литературы) // Социология: 4М Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1999.