КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ сентября, 2011 года Джерисон Лэнсдаун
История социального отчуждения и помещения детей в интернатные учреждения Отсутствие общих определений в отношении ограниченных возможностей и, соответственно, отсутствие надлежащих данных о числе лиц ограниченными возможностями Высокие уровни стигматизации и дискриминации Жесткие медикализированные системы оценки и навешивание ярлыков Ограниченный доступ к образованию
Все страны ратифицировали КПР Все страны подписали и часть из них ратифицировали КПИ Рост признания всеобщего права на образование и инклюзию детей с ограниченными возможностями Большинство стран выдвигают инициативы в целях поощрения инклюзивного образования
Помещение детей с ограниченными возможностями в интернатные учреждения в самом раннем возрасте остается обычной практикой В отдельных странах число детей, помещаемых в интернатные учреждения, фактически растет По-прежнему разработка альтернативных методик, основанных на воспитании детей в семье, продвигается медленными темпами Дети с ограниченными возможностями все еще в значительной степени исключаются из системы образования Во многих странах региона по-прежнему во всех секторах имеют место предрассудки, стигматизация и дискриминация
Сегрегация дети классифицируются в соответствии с их недугом подбирается школа, призванная решать проблемы, связанные с этим конкретным недугом Интеграция детей с ограниченными возможностями помещают в обычные школы системы общего образования нередко в специализированные классы они могут оставаться там лишь до тех пор, пока они способны удовлетворять требованиям школы и приспосабливаться к окружающей их среде Инклюзия признание необходимости преобразований в культуре, политике и практике школы, так чтобы они могли удовлетворять отличающиеся потребности отдельных учащихся обязательство устранить барьеры, препятствующие реализации такой возможности
"процесс, который направлен на удовлетворение самых разнообразных потребностей всех учащихся путем расширения их участия в обучении, в культурной деятельности и жизни общества, а также уменьшение масштабов и устранение проблемы исключения тех или иных групп из системы образования и в ее рамках. Этот процесс связан с изменениями и преобразованиями в содержании, подходах, структурах и стратегиях, а его отличительной чертой является общая концепция, охватывающая всех детей соответствующей возрастной группы, и убежденности в том, что обязанностью государства является обеспечение образования для всех детей". ЮНЕСКО 2005 год, Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования: обеспечение доступа к образованию для всех, Париж
КПР Статья 2 – недопущение дискриминации Статья 28 – право на образование на основе равных возможностей Статья 29 – образование, направленное на оптимальную реализацию потенциала ребенка КПИ Статьи 3, 4, 5 и 7 – обязательства государств принимать все меры для защиты от дискриминации по признаку инвалидности Статья 24 – право на инклюзивное образование на всех уровнях, а также на оказание всей необходимой поддержки и обеспечение разумного приспособления
Специальное законодательство, политика, процессы и меры поддержки в целях внедрения и поощрения инклюзивного образования Право на образование Участие всего правительства в инвестировании в системы, структуры и процессы, поддерживающие инклюзивное образование Осуще- ствление прав человек а в системе образо- вания Право на доступ к образова- нию Право на качественное образование
Политическая воля и надлежащее управление Эффективные правительственные структуры Финансирование Общая заинтересованность Гарантированная защита от дискриминации Отказ от помещения в интернатные учреждения Политика Укрепление информационных систем Изучение успешного опыта Создание партнерств и участие в них Наращивание потенциала Процессы
В КПР и КПИ подчеркивается, что каждый ребенок имеет право на образование на основе равных возможностей КПИ требует внедрения инклюзивного образования на всех уровнях Дети с ограниченными возможностями не должны быть исключены из системы общего образования по признаку инвалидности Должно обеспечиваться разумное приспособление Должна оказываться поддержка
Службы по воспитанию и обучению детей младшего возраста Обеспечение доступности и наличия систем инклюзивного образования Устранение барьеров на пути к инклюзивному образованию Создание инклюзивной среды обучения Работа с родителями
В КПР и КПИ подчеркивается право на образование, которое: отвечает требованиям развития потенциала и достоинства человека – его индивидуальности, талантов, умственных и физических способностей содействует укреплению уважения к правам, основным свободам и самобытности человека готовит ребенка к сознательной жизни в свободном обществе Комитет по правам ребенка подчеркивает важность образования, ориентированного на ребенка и приспособленного к удовлетворению несхожих потребностей разных детей
Позитивная образовательная среда Вложение средств в поддержку преподавателей Основанная на правах человека и инклюзивная оценка успехов Дружелюбная к ребенку, безопасная и здоровая обстановка
В КПР и КПИ подчеркиваются: Право на уважение к языку и культуре Право ребенка на выражение своих взглядов и на серьезное отношение к ним Право ребенка на защиту от всех видов насилия, в том числе, на установление в школе дисциплины на основе уважения чувства собственного достоинства ребенка Комитет по правам ребенка подтверждает, что дети не лишаются своих прав человека, переступая порог школы
Признание идентичности, культуры и языка ребенка Предоставление детям возможности выражать свои взгляды и быть принятыми всерьез: при принятии касающихся их индивидуальных решений с помощью педагогических методик, предполагающих участие учащихся путем создания демократической среды в школе путем информирования учащихся о политике и законодательстве в области образования Обеспечение физической и личной неприкосновенности: создание безопасной среды борьба с хулиганством содействие ненасильственному урегулированию конфликтов привлечение детей в качестве партнеров в борьбе с насилием
Осуществления права на инклюзивное образование можно достичь, только решив проблемы доступности, качества и уважения прав Необходимы действия на всех уровнях Активное отношение всех министерств в составе правительств Законодательство, политика, финансирование, сбор информации, создание потенциала и формирование партнерств Инвестиции в рамках школьной системы в целях внедрения культуры, политики и практики, необходимых для создания инклюзивной среды