«Серебряный век» русской поэзии Вводная лекция Вводная лекция
Основные задачи: Основные задачи: а/ главное – выразить переживания человеческой личности; б/ насладиться богатством русского языка, его музыкальностью, неизъяснимой глубиной; в/ сделать опыт веков достоянием своего внутреннего мира.
Символизм Символизм Происхождение термина: от греч. symbolon – условный знак, образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме /например, заря – символ будущего, голубь – символ мира /. Происхождение термина: от греч. symbolon – условный знак, образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме /например, заря – символ будущего, голубь – символ мира /.
Цель творчества символистов: Цель творчества символистов: расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество. расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество. Отношение к миру: Отношение к миру: стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты. стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты.
Отношение символистов к слову: понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи. Вхожу я в темные храмы, Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы Там жду я Прекрасной Дамы В мерцании красных лампад. В мерцании красных лампад. Александр Блок Александр Блок
Особенности формы: Особенности формы: господство намеков и иносказания, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога. господство намеков и иносказания, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога. В красоте музыкальности, Как в недвижной зеркальности, Как в недвижной зеркальности, Я нашел очертания слов, Я нашел очертания слов, До меня не рассказанных, До меня не рассказанных, Тосковавших и связанных, Тосковавших и связанных, Как растенья под глыбою льдов… Как растенья под глыбою льдов… Константин Бальмонт Константин Бальмонт
Дмитрий Мережковский
Валерий Брюсов
Зинаида Гиппиус
Александр Блок Александр Блок
Константин Бальмонт Константин Бальмонт
Андрей Белый Андрей Белый
Вячеслав Иванов
Акмеизм Акмеизм Происхождение термина: от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет. Происхождение термина: от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет.
Цель творчества акмеистов – возвращение поэзии ясности, вещности. Я научилась просто, мудро жить, Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной… О жизни тленной, тленной и прекрасной… Анна Ахматова Анна Ахматова
Отношение акмеистов к миру: понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вечных знаков. понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вечных знаков. Отношение акмеистов к слову: стремление придать слову определенное, точное значение. стремление придать слову определенное, точное значение.
Особенности формы лирики - конкретная образность, «прекрасная ясность». Дверь полуоткрыта, Веют липы сладко… На столе забыты Хлыстик и перчатка. Круг от лампы желтый… Шорохам внимаю. Отчего ушел ты? Я не понимаю… Анна Ахматова Анна Ахматова
Николай Гумилев Николай Гумилев
Осип Мандельштам Осип Мандельштам
Футуризм Футуризм Происхождение термина: от латин. futurum – будущее. Происхождение термина: от латин. futurum – будущее. Родина футуризма – Италия. Родина футуризма – Италия.
Цель творчества футуристов – вызов традиции. «Только мы – лицо нашего Времени. «Только мы – лицо нашего Времени. …Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми… С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..» Из манифеста футуристов Из манифеста футуристов
Отношение футуристов к миру: одержимость идеей разрушения старого мира. одержимость идеей разрушения старого мира. «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского и проч. и проч. с Парохода Современности». Бросить Пушкина, Достоевского и проч. и проч. с Парохода Современности». «Пощечина общественному вкусу» «Пощечина общественному вкусу»
Отношение футуристов к слову: эксперимент со словом, интерес к «самовитому слову», словесным деформациям. эксперимент со словом, интерес к «самовитому слову», словесным деформациям. О, рассмешищ надсмеяльных – О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей! смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей. смех надсмейных смеячей. Велимир Хлебников Велимир Хлебников
Особенности формы лирики: Особенности формы лирики: обилие неологизмов; разговорная интонация; пафос эпатажа. «Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир»; «ночь излюбилась, похабна и пьяна»; «Я люблю смотреть, как умирают дети…» В. Маяковский В. Маяковский
Владимир Маяковский Владимир Маяковский
Велимир Хлебников Алексей Крученых Давид Бурлюк Велимир Хлебников Алексей Крученых Давид Бурлюк
Игорь Северянин Игорь Северянин
Имажинизм Имажинизм От англ. image – образ. Особенности: Особенности: а/ «поедание образом мысли»; б/ частое искажение грамматических норм; в/ изображение одинокой, затерянной в толпе личности.
Пример. Пример. О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. С.Есенин С.Есенин
Представители имажинизма Представители имажинизма
Сергей Есенин Сергей Есенин
Иван Алексеевич Бунин
Марина Цветаева Марина Цветаева
Владислав Ходасевич
Максимилиан Волошин Максимилиан Волошин
Выводы. Выводы. «Серебряный век» - это целая эпоха русской литературы, где творили умные, высокообразованные, талантливые поэты. «Серебряный век» - это целая эпоха русской литературы, где творили умные, высокообразованные, талантливые поэты. Стихотворения поэтов «серебряного века» стали классикой, так как они совершенны по форме и глубоки по содержанию. Стихотворения поэтов «серебряного века» стали классикой, так как они совершенны по форме и глубоки по содержанию.
Домашнее задание. Приготовить сообщение о творчестве поэта «серебряного века» по плану: Приготовить сообщение о творчестве поэта «серебряного века» по плану: а) краткие биографические сведения; а) краткие биографические сведения; б) особенности лирики; б) особенности лирики; в) проиллюстрировать чтением стихотворений или фрагментов стихотворений. в) проиллюстрировать чтением стихотворений или фрагментов стихотворений.