Учитель Либерова Л.А. Литература 6 класс Тема: «Нравственные уроки рассказов В.Г.Распутина «Уроки французского» и Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
Какие задачи решают писатели, создавая автобиографические произведения?
Рабочий лист 1 (Рассказ «Уроки французского В.Распутина) «Так, в одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь…» Вопросы и задания: Найдите в тексте рассказа эпизоды (в 1-й части), характеризующие самостоятельную жизнь героя. Озаглавьте их. Как с точки зрения элементов сюжета вы определите начало рассказа? Почему мальчик оказался в райцентре? Как чувствовал себя на новом месте? Что означает его признание: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»? Сформулируйте ключевые слова для характеристики героя рассказа. Вывод: какие уроки усвоил герой в своей семье? Что это дало герою?
Рабочий лист 2 (Рассказ «Уроки французского» В.Распутина) «Однажды, еще в сентябре…» Вопросы и задания: Охарактеризуйте эпизод, начинающийся словами «Однажды, еще в сентябре» с точки зрения сюжета. Почему мальчик ввязался в игру на деньги? Как складываются его взаимоотношения с этой компанией? Обратите внимание на их портретные характеристики. Какой прием использует В.Распутин? Как относится к игре Вадик и наш герой? Найдите кульминационную сцену в этой сюжетной линии, прокомментируйте ее. Вывод: какую задачу решает писатель, так подробно описывая этот эпизод? Как можно оценить эту ситуацию?
Рабочий лист 3 (Рассказ «Уроки французского» В.Распутина) «Лидия Михайловна, по праву руководителя, интересовалась нами больше других учителей…» Вопросы и задания: Почему Лидия Михайловна выбрала именно нашего героя («и почему меня одного»?) Сопоставьте описание внешности учительницы и героя – почему они поставлены рядом? Как называется этот прием и что автор достигает этим? Какие пути подхода к мальчику пытается найти Лидия Михайловна (до игры в «пристенок») и почему? Проанализируйте эпизод, начинающийся словами «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25», до «что я здесь делаю?» В чем вы видите авторскую оценку? Вывод: почему В.Распутин так подробно рассказывает об этом? Каково стремление Лидии Михайловны?
Рабочий лист 4 (Рассказ «Уроки французского» В.Распутина) «Учительница – так другой человек, что ли?» Вопросы и задания: Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки»? Проанализируйте эпизод на стр.147. Как слова учительницы ее характеризуют? Проследите по тексту «этапы» развития этой сюжетной линии: «мальчик и учительница играют в «замеряшки» (в виде простого плана). Прокомментируйте реакцию директора Василия Андреевича. Согласны ли вы с его «педагогическими принципами»? А как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? Вывод: какой урок дала Лидия Михайловна нашему герою? Какое чувство вызывает у него воспоминание об этом случае? Как оценивает автор этот поступок учительницы?
Рабочий лист 5 (Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.Искандера) «Я смутно начал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями…» Вопросы и задания: Какова основная фабула данного произведения? Проанализируйте эпизод «История с прививкой» с точки зрения сюжета. Как в эпизоде «Герой отвечает у доски» описывается состояние героя? Какова портретная характеристика Харлампия Диогеновича? Какие детали портрета особенно выразительны? Какое чувство испытывал герой к учителю в школьной жизни? А потом, став известным писателем Фазилем Искандером? С каким чувством рассказчик, став взрослым человеком, повествует о событиях своей школьной жизни? На какие философские размышления наводят его эти события? К рассказам Искандера о детстве возможно два отношения… иной читатель воспримет их как пустяковые, юмористические легкие историйки, забавные эпизоды. И второе – понимание того, что за благополучием и юмором, за внешней «пустяшностью» скрывается драматическая сущность, а художественная сила воздействия основана на противоречии между праздником и трагедией, «пустяком» и проблемой, в которой увязаешь, как только начинаешь этот «пустяк» распутывать. Не надо думать, что если герои – маленькие, если сюжеты – камерные, то и проблемы соответственно малы. Искандер обладает способностью не только делать «из мухи слона», но и исследовать «муху» так, что на ней будет показана серьезнейшая, пожалуй, и сегодня актуальная проблема. Иванова Н. Смех против страха, или Фазиль Искандер. Вывод: какие «преподанные уроки» извлек автор-герой из своей далекой школьной жизни? Подтвердите свою точку зрения ссылкой на текст и мнение критика.
Отчет групп, обмен информацией. Учащиеся представляют свои работы, отвечая на общий вопрос, предложенный для исследования: какие задачи решают писатели, создавая автобиографические произведения? Выводы каждой из групп учащиеся (под руководством учителя) записывают в тетрадь. Связывание информации, формулирование обобщения. Учитель: посмотрите на эти работы ребят, вернитесь к тем частным выводам, которые мы записали. Каким же будет наш общий вывод- обобщение? (Выведение обобщения). Создавая автобиографические произведения, оба писателя делятся своим жизненным опытом, представляющим интерес не только для них самих. Они показывают важность тех жизненных событий, которые задают нравственное направление личности.
Подведение итогов, рефлексия. Проверка гипотез, выдвинутых в начале урока. Домашнее задание. В качестве домашнего задания предлагается написать творческую работу в жанре сочинения – эссе (сочинение-размышление философского характера). Приложение: Эссе (от лат. exaquim – взвешивание, англ. essay и франц. essai – очерк, статья, попытка) – жанр сочинения «свободной» композиции, где может быть использована субъективная трактовка какой-либо проблемы. В эссе необязательна систематичность изложения. Главное – «полет мысли», свобода импровизации, нестандартность изложения текста. Эссе предполагает размышление по поводу философских, общечеловеческих проблем.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!