Требования к рабочим программам педагога
Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Задачи программы: дать представление о практической реализации компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса); конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
Функции рабочей программы: нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область; определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности; процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
Соответствие рабочей программы следующим документам: – федеральному государственному образовательному стандарту общего образования; – требованиям к результатам освоения основной образовательной программы общего образования; – программе формирования универсальных учебных действий; – основной образовательной программе общего образования; – примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию); – федеральному перечню учебников.
Составитель рабочей программы может самостоятельно: – раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС ОО и примерной программе; – конкретизировать и детализировать темы; – устанавливать последовательность изучения учебного материала; – распределять учебный материал по годам обучения; – распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов школы; – конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; – включать материал регионального компонента по предмету; – выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
Структура рабочей программы Титульный лист. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса. Общую характеристику учебного предмета, курса. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. Содержание учебного предмета, курса. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Приложения к программе.
Структурные элементы рабочей программы педагога Титульный лист полное наименование образовательного учреждения; гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты); название учебного курса, для изучения которого написана программа; указание параллели, класса, где реализуется программа; фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационная категория; название города, населенного пункта; год разработки программы
Структурные элементы рабочей программы педагога Пояснительная записка кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся; - особенность по отношению к ФГОС ОО - концепция (основная идея) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимость); - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; - кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения; - сроки реализации программы; - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых); - предполагаемые результаты; - кратко излагается система оценки достижений учащихся; - указывается основной инструментарий для оценивания результатов; - приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Структурные элементы рабочей программы педагога Общая характеристика учебного предмета, курса указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания). конкретизируются общие цели и задачи общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса - общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий; - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
Структурные элементы рабочей программы педагога Описание места учебного предмета, курса в учебном плане К какой образовательной области относится, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов
Структурные элементы рабочей программы педагога Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса). Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Структурные элементы рабочей программы педагога Содержание тем учебного курса - перечень и название раздела и тем курса; - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; - содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы; практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела; формы и вопросы контроля; возможные виды самостоятельной работы учащихся формируемые универсальные учебные действия;
Структурные элементы рабочей программы педагога Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся перечень разделов, тем и последовательность их изучения; - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; - темы отдельных уроков и учебные материалы к ним - вид занятий (теоретические или практические, количество часов); - указание на виды деятельности учащихся - конкретизируются формы и методы контроля;
Структурные элементы рабочей программы педагога Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы. Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: Базовый учебник Дополнительная литература для учителя и учащихся, Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников; Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе
Структурные элементы рабочей программы педагога Приложения к программе основные понятия курса; - контрольно-измерительные материалы - темы проектов; - темы творческих работ; - примеры работ и т.п.; - методические рекомендации.
Рассмотрение и утверждение рабочей программы Учитель представляет Рабочую программу на заседание методического объединения учителей-предметников на предмет соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания методического объединения учителей-предметников указывается факт соответствия Рабочей программы установленным требованиям. Рабочую программу представляют на согласование заместителю директора по учебной работе. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе ОУ на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственного образовательного стандарта; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. Заместитель директора школы в титульном листе под грифом «Согласовано» ставит дату, подпись. После согласования рабочую программу утверждает директор ОУ, ставит гриф утверждения на титульном листе.
Корректировка рабочих программ Основаниями для внесения изменений в рабочие программы учебных предметов могут быть следующие обстоятельства: изменение часов учебного плана, отводимых для изучения предмета; изменение федеральных государственных образовательных стандартов; переход на другую систему обучения в начальной школе.