СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс
1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений « обесценено ». А. А. Реформатский
Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания. Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов.
2. Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью. А. А. Мирошниченко
Устная речь – звучащая, произносимая, неподготовленная. Для неё характерны повтор мысли и слов, прерывистость и непоследовательность изложения, простые и неполные предложения, разговорные и просторечные слова и выражения. При восприятии устной речи для адресата важны интонация, темп и тембр голоса, жесты, мимика говорящего. Письменная речь – написанная, отредактированная. Для неё характерны нормированность ( т. е. соблюдение грамматических правил и речевых норм ), книжные слова, сложные развернутые предложения, часто с осложнёнными оборотами ( обособленными членами, вводными словами и др.).
3. Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они … выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего. А. А. Потебня
Один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения. Глагол в изъявительном наклонении обозначает действие, которое происходило, происходит или будут происходить. Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие совершилось. Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы, совета. Таким образом, условное и повелительное наклонения глаголов обозначают действия, предполагаемые в реальности.
4. Язык не есть только говор, речь : язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных. И. А. Гончаров
В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего.
5. Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения ? Это синтаксис. А. А. Реформатский
Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами
Примеры Содержание и структура предложений ( члены предложения, обращения, вводные слова и конструкции, виды придаточных предложений, предложения с чужой речью и др.).
6. К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом : насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы ? Б. Н. Головин
Языковые единицы : фонема ( звук ), морфема, слово, словосочетание и предложение. Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства.
7. Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. М. Н. Кожина
Труд читателя заключается в общении с писателем, при котором художественный текст становится понятным во всей своей многогранности. Речевая ткань ( слова и грамматический строй ) произведения помогает читающему понять сложный лабиринт мыслей, переживаний, оценок автора, проникнуть в мир образов его героев.
примеры Лексические явления, изобразительно - выразительные средства языка
8. Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый « характер ». С. И. Львова
Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию ( знаки выделяющие и отделяющие ). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики.