Конфликт ( от лат. conflictus – столкновение )– противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из - за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта : Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон
Модель (природа) конфликта База конфликта (конфликтная ситуация) Инцидент Возможность разрастания конфликта Реакция на конфликтную ситуацию Наличие конфликта Управление конфликтом Функциональные и дисфункциональные последствия Отсутствие конфликта Нет последствий конфликта
существование, по меньшей мере, двух сторон, имеющих контакт друг с другом ; взаимозависимость сторон, побуждающая их к участию в конфликтном взаимодействии, без которой стороны не могут выйти из конфликтного поля ; несовместимость ( полная или частичная ) целей и ценностей конфликтующих сторон ; осознанность противоречий и направленность действий его участников друг против друга ; использование давления или силы как крайнего варианта давления.
По отношению к отдельному субъекту (внутриличностные, межличностные) С точки зрения организационных уровней (по- горизонтали, по - вертикали) По характеру (объективные, субъективные) По сфере возникновения и развития (деловые, личные) В зависимости от последствий (конструктивные и деструктивные) По распределению потерь и выигрышей (симметричный, ассиметричный)
По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутри личностные конфликты ; ко вторым межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Все виды конфликтов тесно связаны между собой. Так, внутри личностный конфликт может заставить человека действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт. Возникновение внутри личностных конфликтов обусловлено противоречием человека с самим собой. Наиболее распространенным является межличностный конфликт. В организациях он проявляется по - разному. Такого рода конфликты называются коммуникационными, так как у членов коллектива отсутствуют обратные связи, окружающие их не признают, проявляют непонимание в процессе общения, неверно истолковывают исходящую от них информацию. Коммуникационными являются и конфликты между личностью и группой. Они в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы.
С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные составляющие. К первому виду можно отнести конфликт между отдельными направлениями деятельности в организации, между формальным и неформальным коллективами и т. п. Ко второму виду принадлежат конфликты между различными уровнями иерархии. Взаимопереплетение внутриорганизационных отношений на практике приводит к тому, что многие конфликты являются смешанными, содержащими элементы как вертикальных, так и горизонтальных конфликтов. По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на деловые, связанные с официальной деятельностью человека, выполнением им должностных обязанностей, и личные, затрагивающие неофициальные отношения. По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные. Первые связаны с реальными проблемами и недостатками, возникающими в процессе функционирования и развития организации. Вторые обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми и др. В организации объективные конфликты, как правило, связаны с недостатками в ее деятельности, поэтому имеют деловую основу. Субъективные же конфликты по своей природе всегда эмоциональны и часто являются результатом психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга.
По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты делятся на симметричные и асимметричные. В первом случае они распределяются поровну ; во втором одни выигрывают или теряют значительно больше, чем другие. Пока конфликт еще не « созрел », он является скрытым, что затрудняет процесс управления им или его разрешения. В противном случае конфликт считается открытым. Открытый конфликт находится под контролем руководства, поэтому он менее опасен для организации, в то время как скрытый незаметно подтачивает ее основы, хотя внешне может казаться, что все нормально. Скрытые конфликты часто развиваются в форме интриги, под которой понимается нечестное запутывание руководителей и коллег с целью вынуждения их к определенным действиям, приносящим выгоду инициаторам и ущерб тем, против кого направлена интрига. Орудием интриги является искаженная информация, распространяемая через « третьи руки », с помощью которой « очерняются » или « обеляются » люди и их поступки. Открытые конфликты могут быть связаны с образованием клик, т. е. групп сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной иди поддерживаемой большинством линии с целью захвата формальной или неформальной власти в организации либо упрочения своих позиций.
По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные конфликты предполагают возможность рациональных преобразований в организации, в результате чего устраняется сам их объект, а следовательно, могут принести ей большую пользу, способствовать ее развитию. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, то становится деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход производственных процессов. Обычно конструктивные конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Нужно иметь в виду, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать окружающих, навязывать им свою точку зрения, отказываться решать назревшие проблемы. Во многом превращение конструктивного конфликта в деструктивный, как и вообще возникновение отдельных видов конфликтов, связано с особенностями личности самих участников.
Соревнование – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Избегание - люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения « на потом ». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других. Компромисс - это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. Сотрудничество - при выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все.
Взять на себя ответственность за происходящее ( в конфликте виноваты 2 стороны ); Реагировать непосредственно ( быстро, оговаривая чувства ( это меня злит, мне не приятно ) ; Старайтесь понять ( выслушать и понять, что от нас хочет вторая сторона ); Говорите я ( я высказывания не вызывают защитных реакций ); Стремитесь к выигрышу обеих сторон ( это единственный способ решения конфликта ); Будьте признательны ( ведь человек вам открылся пусть даже в не всегда в корректной форме ).