Роль экспертного знания в конструировании «образа места» как базового основания территориального бренда ЧЕРНЕНКОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА доцент кафедры политологии и международных отношений ПетрГУ «Nullus enim locus sine genio est»
БРЕНД – ЕДИНАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ, КОТОРУЮ РАЗДЕЛЯЮТ ЕГО ПОТРЕБИТЕЛИ. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНД - СИМВОЛИЧЕСКИ ОФОРМЛЕННЫЙ ТЕКСТ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ активирует участие территориальных сообществ в наращении социального капитала, является квинтэссенцией уникального локального социального опыта, транслируется во внешний мир с помощью атрибутивных составляющих бренда СТАРТОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ И КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БРЕНДИНГА - САМОВОСПРИЯТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА - ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ конструируется на основе потребности человеческого сознания осмысливать имеющийся социальный опыт в категориях пространственно-временного континуума проецировать прошлый опыт на модус будущего Потребность актуализируется в ситуации кризиса существующих форм социального устройства, в ситуации транзита или неопределенности.
БРЕНДИНГ - ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛПР, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЭКСПЕРТНОГО ЗНАНИЯ, БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА, ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО СОЗДАНИЮ, КОРРЕКЦИИ И ПРОДВИЖЕНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО КОНЦЕПТ-ОБРАЗА ТЕРРИТОРИИ ВО ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ. Взаимодействие обеспечивает УЗНАВАЕМОСТЬ, ПРИЗНАВАЕМОСТЬ И РАЗДЕЛЯЕМОСТЬ всеми участниками коммуникации смыслов, отражающих уникальные характеристики территориальной идентичности. КОНЦЕПТ-ОБРАЗ ТЕРРИТОРИИ – транспонированная в систему знаково- символического ансамбля СОВОКУПНОСТЬ МАРКЕРОВ И КРИТЕРИЕВ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ, обеспечивающих единство, систематизацию и координацию когнитивных, аффективных и оценочных характеристик локуса внутренними и внешними потребителями территориального бренда. ЛОКУС- пространственная модель, организующая связь посюстороннего опыта с ментальными образами сакрального пространства совмещение реальной, социально-практической деятельности с универсальным «пространственным прототипом», – для российской традиции локусными прототипами выступают образы «СТРАНА, ГОРОД, ДОМ»
ПОНЯТИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ БАЗИРУЕТСЯ НА КОНЦЕПТАХ СТАБИЛЬНОСТИ, НЕПРЕРЫВНОСТИ, ЦЕЛОСТНОСТИ, УНИКАЛЬНОСТИ Целью стратегии идентичности любого субъекта может считаться признание его существования окружающим обществом. Это предполагает, с одной стороны, признание интеграции, с другой стороны, признание специфичности, дифференциации МАРКЕРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЦЕНТР ПЕРИФЕРИЯ ЛИМИТРОФ МАРКЕРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТОЛИЦА ПРОВИНЦИЯ ПЕРИФЕРИЯ ФРОНТИР (ФОРПОСТ ИЛИ МОСТ) КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ? Какие факторы учитывать, какие маркеры использовать, каким образом и на какой методологической основе организовать изучение имеющихся практик индивидуальной и групповой самоидентификации, какие ориентиры закладывать в осуществление городской политики идентичности
ПОЧЕМУ НУЖНЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ и МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ЭКПЕРТИЗА? СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО Множественные социальные поля, в том числе экономическое, политическое, ментальное, пребывающие в состоянии постоянного и противоречивого взаимодействия ИДЕНТИЧНОСТЬ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО Мониторинговая демократия Делиберативная демократия Медиафреймовые стратегии Делиберативные стратегии Повестка дня для власти и общества Территориальный (городской) общественный интерес ИМИДЖ и РЕПУТАЦИЯ