Современные подходы к организации урока Светашова Елена Петровна, заведующая кафедрой ЕТД МАОУ гимназии 1 имени А.С. Пушкина города Томска
«Урок – это клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке». (Скаткин М.)
Урок – это… Систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.
«Образование на протяжении всей жизни» - лозунг ФГОС Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Методические требования к современному уроку (1) хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
(2) урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
(3) вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока – дети; оценивание уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
(4) умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.
Типология уроков (в основе - дидактические задачи) (по С.В.Иванову) Вводные Уроки первичного ознакомления с материалом Уроки применения полученных знаний на практике Уроки выработки навыков Уроки повторения и обобщения Контрольные уроки Смешанные или комбинированные уроки
Типология уроков (в основе – ведущий метод обучения) (по И.Н.Казанцеву) Лекции Беседы Уроки-экскурсии Киноуроки Уроки самостоятельной работы Лабораторные занятия Практические занятия
Типология уроков (в основе – ведущая дидактическая задача) (по В.А Онищуку) Урок усвоения новых знаний Урок формирования навыков и умений Урок закрепления знаний Комбинированный урок Урок обобщения и систематизации знаний
Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок - спектакль; урок фантазирования; урок - игра; деловая игра; урок-зачет; урок - путешествие; урок- состязание; пресс - конференция; урок взаимообучения; урок - диалог; урок - восхождение; урок – КВН; мозговая атака; урок – викторина; межпредметный интегрированный урок; игра «Следствие ведут знатоки» и т.д.
Задачи урока -когнитивные -воспитательные -ценностные -психологического развития и оздоровления
Новизна современного урока в условиях введения ФГОС… акцент на индивидуальные и групповые формы работы на уроке; преодоление авторитарного стиля общения между учителем и учеником; внесение в основные типы уроков изменений структуры; деятельностный подход.
Принципы педагогической техники: Свобода выбора Открытость Деятельность Идеальность Обратная связь
Учебная ситуация особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и частично запоминают
Приемы для создания учебной ситуации: предъявление противоречивых фактов, теорий; опровержение житейского представления научным фактом; использование приемов «яркое пятно» и «актуальность»; составление таблицы, графика или диаграммы по содержанию прочитанного текста и т.д.
Значение учебной ситуации: в учебной ситуации изучаемый материал через совершение обучающимися определенных действий становится средством приобретения наряду с предметными познавательными компетентностями еще и коммуникативных
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!