1. Основная форма наглядной пропаганды литературы - комплекс специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними. (Словарь библиотечных терминов. - М., С ) 2. Систематическое собрание различных видов и типов произведений печати и неопубликованных документов, объединенных определенным принципом отбора. (Справочник библиотекаря. - М., С. 113.)
3. Основная форма наглядной пропаганды литературы - комплекс специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними. (Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. - М., С. 44) 4. Форма библиотечного обслуживания, обеспечивающая путем наглядной демонстрации документов, других экспонатов информирование об изданиях, событиях, проблемах. (Библиотечное дело: Терминологический словарь. - М., С. 19.)
5. Комплекс специально отобранных и систематизированных документов, расположенных таким образом, чтобы вызвать непроизвольное внимание читателя, заинтересовать его или удовлетворить существующий интерес или информационную потребность. (Краткий справочник школьного библиотекаря /Под общ.ред. Г.И. Поздняковой. - СПб., С. 243.) 6. Публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления. (Справочник библиотекаря. - СПб., С. 160.)
Для выставок библиотек характерна функциональность, которая определяет задачи выставочной работы: раскрытие фонда библиотеки в целом; раскрытие фонда структурного подразделения; презентация отдельных произведений печати.
Организация выставки всегда сопряжена с определенными практическими действиями, включая поиск материала, его композицию, оформление выставки и так далее. То есть мы вправе считать библиотечную выставку синтезом искусства, науки и практической деятельности библиотекаря. Книжная выставка - своеобразная визитная карточка библиотеки. Правильно и красочно оформленная выставка всегда остановит на себе взгляд читателя, пригласит его к творчеству.
Действенными формами выставочной работы являются традиционные виды книжных выставок, используемые в библиотеках на протяжении нескольких десятилетий, выставки по актуальным темам и проблемам, персональные и жанровые выставки, экспозиции к знаменательным и памятным датам, выставки в помощь учебному процессу. Очень важно библиотекарю соотнести зародившуюся идею с реально имеющимися книгами, с интересом, с общим стилем библиотеки, а также с тем новым позитивным что входит в нашу жизнь. Не случайно в библиотеках появились нетрадиционные формы книжных выставок.
1. Уточнение и согласование темы, целевого и читательского назначения. 2. Предварительное знакомство с темой. 3. Выявление методических рекомендаций, библиографических указателей по теме выставки. 4. Знакомство с методическими рекомендациями, библиографическими указателями. 5. Выявление по СБА источников. 6. Подбор выявленной литературы в фонде.
7. Знакомство с литературой. 8. Отбор литературы. 9. Определение названий разделов, заголовка, подбор цитат, иллюстраций, предметной среды. 10. Определение структуры выставки. 11. Группировка литературы.
12. Оформление выставки. 13. Реклама выставки. 14. Докомплектование выставки. 15. Учет эффективности книжной выставки
Комфортность Наглядность Доступность Оперативность
по статусу (выставки могут быть самостоятельными или являться составной частью крупного досугового мероприятия); по содержанию (универсальные, отраслевые или персональные); по целевому назначению (выставки могут быть организованы в помощь образованию и самообразованию, в целях информирования и т. п.); по хронологическому признаку (время публикации и поступления в библиотеку) - выставки новых поступлений, изданий разных лет, «забытых книг»; по месту экспонирования (выставки организованные в библиотеке или передвижные);
по срокам функционирования выставки (постоянные экспозиции, длительные и кратковременные); по полноте раскрытия фонда (выставки – просмотры, локальные и полочные); по видам изданий (выставки одного вида изданий – книг или периодики, комплексные); по конструкционным особенностям (витринные, на выставочных стеллажах, внутриполочные, «развалы» на столах и т.п.); по основанию для проведения (по заказу учреждений, предприятий; по предложению читателей, по плану работы библиотеки);