Развитие мелкой моторики рук у дошкольников
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит: улучшить и ускорить речевое развитие; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Мелкую моторику рук развивают: Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок; Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; Народные игры с ладошками; Игры с природным материалом; Игры с предметами домашнего обихода; Игры с песком и водой; Пальчиковый театр; Дидактические игры; Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).
Пальчиковый тренинг Простые 1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, раз. 2. С силой сжимать и разжимать пальцы (5 - 6 раз). 3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо (4 - 6 раз). 4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги (5 - 6 раз). 5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение (3 - 4 раза). 6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.
Комплексы упражнений (потешки) «Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (Пальцы рук соединяются ритмично в замок) Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук) "Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев) "Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять» - Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями)
«Апельсин» Мы делили апельсин, Апельсин всего один. Эта долька для кота, Эта долька для ежа, Эта долька для улитки, Эта долька для чижа, Ну, а волку кожура! (Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы)
В гости В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие пальцы обеих рук) Приходили прямо к дому: (Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются) Указательный и средний, (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно) Безымянный и последний Сам мизинчик-малышок (пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы) Постучался на порог. (кулаки стучат друг о друга) Вместе пальчики - друзья, (ритмичное сжимание пальцев в кулаки) Друг без друга им нельзя.
Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук) "Каляки-маляки" Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
«Солнышко улыбается» Упражнение от Марии Монтессори. Вырезаем из плотной бумаги круг и рисуем на нем улыбающееся солнышко. Берем большое количество цветных скрепок для белья и прикрепляем их по периметру. Можно поиграть с цветами: например, нанизывать сначала желтую скрепку, потом зеленую, потом красную. Или 3 желтых, 3 зеленых, и так далее. Здесь в упражнение добавляется счет. Объясните ребенку, почему солнышко улыбается: оно довольно, потому что с ним играют.
«Мозаика» Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во- вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика.
Еще некоторые способы развития мелкой моторики у детей: «Озорной карандаш»: графические диктанты; штриховка; работа с трафаретами; лабиринты; дорисовка (по принципу симметрии); рисунок по образцу; волшебные узоры (раскрась картинки по цифрам);
Творческие упражнения: пластилиновое панно (картины из кусочков пластилина, выкладывание сюжета на пластилиновой основе крупами, пластилиновые узоры); занятие с конструкторами: закручивание гаек, шурупов; игры с палочками и спичками; шнуровка; рисование веревочкой (выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета); мозаика; поделки из фольги; «вырезалки из бумаги»; «живое оригами».
Домашние дела: перемотка ниток; завязывание и развязывание узелков; чистка металла; водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание)); собирание разрезных картинок, ягод; разбор круп; закручивание и раскручивание крышек банок; всасывание пипеткой воды; плетение косичек и венков из цветов; нанизывание бус и пуговиц; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский
В презентации использованы материалы с сайта: sad/raznoe/razvitie-melkoi-motoriki- ruk-igry-i-uprazhneniya