Проект « Мои любимые сказки» выполнила воспитатель первой категории МБДОУ 45 Вершинина Елена Георгиевна 2014г.
Цель проекта : обобщить знания детей о прочитанных сказках, прививать любовь к народным и авторским сказкам и их героям. Задачи проекта: создавать условия для детей, способствующие освоению сказок; закрепить и расширить знания детей о сказках; развивать творческие навыки, коммуникативные умения; способствовать поддержанию традиции семейного чтения; продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей; создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
База внедрения проекта: воспитатель, дети, родители МБДОУ 45. Сроки реализации проекта: три месяца ( март, апрель, май 2014 г.)
Актуальность данного проекта Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Этапы работы: Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта. Составление плана-схемы проекта. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями. Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Работа по плану с детьми, родителями. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата. Презентация проекта.
Предполагаемый результат. Дети должны: - проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности; - знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль ; - знать различные виды театров и уметь показывать их; - уметь использовать различные средства выразительности; - уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
Пути реализации проекта Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров. Организация выставки поделок, рисунков. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Содержание работы с детьми. Беседы «Сказки -добрые друзья», «Мои любимые сказки» Чтение разных сказок; Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование. Самостоятельное составление сказок. Рассказывание сказок собственного сочинения. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Загадки о сказках, героях сказок. Викторина по сказкам. Посещение выставки « Мои любимые сказки», знакомство с книгами сказок, имеющихся в книжном уголке группы. Выполнение самостоятельных и совместно с родите лями творческих работ. Драматизация сказки « Заюшкина избушка».
Содержание работы с родителями. Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка» Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам). Чтение сказок с детьми. Придумывание сказок с детьми. Помощь в пополнении книжного уголка сказками. Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки? » Информация для родителей в папке - передвижке: «Читаем детям сказки » Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы)
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Мои любимые сказки» Этапы внедрения проекта Виды деятельности Содержание деятельности педагогдетиродители I этап Подготовительный Информационный Направляет участников проекта на определение результатов работы Сбор информации, литературы, дополнительного материала Использование компьютерных технологий Информирование родителей о реализации данного проекта; Подборка методической, справочной, художественной литературы, журналов, газет, пословиц, поговорок; Оформление информационно – читательского уголка в группе; Составление перспективного плана по данному проекту. Мониторинг знаний детей по следующим вопросам; Чтение сказок « Царевна- лягушка», «Сказка о царе Салтане…», « Дюймовочка», « Заюшкина избушка». Обсуждение плана совместной деятельности и предстоящих задач. Обсуждение целей по данной теме; Активное слушание; Рассматривание иллюстраций, картинок ; Отгадывание загадок, чтение стихотворений. Сообщение за круглым столом о предстоящем проекте (актуальность, тема, цель, задач проекта); Консультация для родителей ««Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки? » Информация для родителей в папке - передвижке: «Читаем детям сказки » Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»
II этап Практический Познавательный Организация познавательной деятельности детей Провести цикл познавательных мероприятий Подготовка к открытому занятию Направление и контроль за осуществлением проекта Создание мини – библиотеки по сказкам Подготовить презентацию «Как работать с книгой» Познавательная беседы « Сказки- добрые друзья», «Мои любимые сказки» Познавательные мероприятия Знакомство с презентацией «Как работать с книгой» Знакомство с профессией библиотекарь, реставратор Отгадывание загадок о сказочных героях; Рассказы детей о посещении театров Заучивание слов, отрывков из сказок для постановки кукольного театра для детей младшего дошкольного возраста и родителей Работа со сказкой Игра «Угадай по движению» Упражнения на активизацию лексики «Я начну, а ты продолжи» Довести до детей замысел сказки Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам Совместная деятельность дома. Совместно с ребёнком нарисовать рисунок «Любимая сказка » Вместе с ребенком выучить отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане …» Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь» Помощь в создании библиотеки в группе по сказкам. Совместно с ребенком посетить ТЮЗ, кукольный театр Чтение сказок детям.
Творческий Подготовить материал к проведению совместной творческой деятельности с детьми в группе Организация и оформление выставки творческих работ детей Подготовка материала к оформлению выставок поделок и рисунков « В гостях у сказки» Подготовка материала в стенгазету с творчеством детей по проекту Подготовка места и материала для создания мини – музея « Мои любимые сказки» в группе Рисование по следующим темам: - «Нарисуй сказку»; - Сюжетное рисование по сказкам по желанию детей; - «Мой любимый сказочный герой»; - «Моя Дюймовочка» - нетрадиционное рисование; Рисование иллюстраций к сказкам детьми. Лепка героев и сюжетов сказок. Участие в творческой работе, изготовление макета дуба. Изготовление героев сказок из соленого теста, раскраска героев. Изготовление масок по мотивам сказок в театральный уголок. Сочинение небольших сочинений, опираясь на кринки; придумывание истории для постановок Изготовление приглашений для родителей и детей на постановку кукольного театра Аппликация «Изготовление афиши» для показа кукольного театра Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач Вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместной с ребёнком деятельности. Творческое задание по желанию ребенка Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста сюжет любой сказки Открытый показ кукольного театра силами детей по сказке
Игровой Практическая помощь детям, создание условий и мотивации для осуществления проекта Помощь в решении задач; Помощь спланировать деятельность (с чего начать?) Погружает детей в игровую (сюжетную) ситуацию Сюжетно – ролевая игра «Библиотека» Сюжетно – ролевая игра «Больница для книг» Игровая ситуация «Волшебное дерево». Дети подходит к выставке в форме дуба с прикрепленными к нему бумажными листьями вопросами. Каждый выдергивает листик, а на обороте отрывки или вопросы по сказкам. Например: Три девицы под окном. Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, - Говорит одна девица, - То на весь крещеный мир Приготовила б я пир…» («Сказка о царе Салтане»), Дюймовочка, Заюшкина избушка, Царевна-лягушка. Игра-путешествие в страну сказок А.С.Пушкина Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку» Настольно-печатные игры «Мои любимые сказки», «Сказочные герои»; Дидактические игры «Герои русских сказок», «Разложи по порядку и вспомни сказку»; «Расскажи сказку по картинке» «Из какой я сказки?» Театральные игры; Игры-драматизации Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы)
III этап Завершающий Изучение мнения родителей о пользе проекта в группе. Создание электронной презентации по теме реализации проекта Разработка планов на будущее Выпуск творческой стенгазеты «В гостях у сказки» Постановка кукольного театра «Заюшкина избушка» Письменный опрос: *Как повлиял проект «Мои любимые сказки» на Вашего ребенка? * «Что нового и интересного Вы узнали в процессе реализации проекта?» * Как Вы оцениваете результаты проекта, по 5-ти бальной системе? * Какую тему, Вы предложите для дальнейшего проектирования в группе?
Литература: 1. Русские народные сказки / под ред. О.Ф. Трифоновой. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, Русское народное творчество / под ред. Н.А. Захарова. – М.: «Высшая школа», Сказки на ночь / под ред. С. Рублёва. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» Куревина О. А. М., 2003г. 5. «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого» Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И., М. 2003г. 6. Шорохова О. А. Играем в сказку. Москва 2006г. 7. Семенова А. И. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников-М., 2004 г. - Издательство «Апрель»- с Непомнящая С. Ф. Сказкотерапия в детском саду. - М., 2012 г. -Издательство «Мысль»- с Александрова Н. И. Методика работы со сказкой. - М., 2006 г. - Издательство «Пресса», -с. 268.
Спасибо за внимание !