ПОДГОТОВЛЕН ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 9КЛАССА. МОУ «Липковская средняя общеобразовательная школа3» администрации мо Киреевский район 2010г Руководитель проекта, Семенова Л.Н., учитель русского языка и литературы.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: обобщение и расширение знаний о сложносочиненных предложениях. ЗАДАЧИ ЗАДАЧИ: 1.Дать определение понятию «сложносочиненные предложения». 2.Определить, какие союзы используются в сложносочиненных предложениях. 3.Определить, какие знаки препинания ставятся в сложносочиненных предложениях 4.Выяснить, всегда ли простые предложения в ССП отделяются знаками препинания. 5.Уметь находить ССП в тексте, и отличать их от простых предложений с однородными членами. 6.Уметь расставлять знаки препинания в ССП
Сложносочиненными называются предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. ДОКАЖЕМ ЭТО: Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. Свободных место не было и им пришлось стоять.ДОКАЖЕМ ЭТО: Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. Свободных место не было и им пришлось стоять.
Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение). Сравните: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) – простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) – сложносочинённое предложение.
В сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами, которые делятся на шесть групп.
Типы сочинительных союзов Выражаемые отношения Примеры 1 СоединительныеВыражают отношения перечисления И, да (в значении «и»), и... и, ни... ни, тоже, также. 2 ПротивительныеВыражают отношения противопоставления, несоответствия, различия. Но, а, да (в значении «но»), однако, зато, же. 3 РазделительныеВыражают отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков. Или, либо, ли... ли, то... то, не то... не то, то ли... то ли. 4 Сопоставительные, или градационно- сопоставительные Выражают отношения сопоставления. Как... так и, не только... но и, хотя и... но, если не... то, не столько... сколько. 5 ПояснительныеВыражают отношения пояснения А именно, то есть, или (в значении «то есть»), как-то. 6 ПрисоединительныеВыражают отношения присоединения, то есть присоединяют к предложению что-то добавочное, дополнительное. И то, а то, да и, а также и др. Сочинительные союзы
СТАВЯТСЯ:СТАВЯТСЯ:1.ЗАПЯТАЯ. Например: 1) \Оба приятеля очень крепко поцеловались], и [Манилов увёл своего гостя в комнату] (Н. Гоголь). 2) [Голодный волк в лесной глуши пронзительно стонал], да [ветер бился и ревел, играя на реке]... (Н. Некрасов). 2.Точка с запятой, е 2.Точка с запятой, если простые предложения в составе сложносочинённого значительно распространены или имеют внутри запятые. Например: [Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть]; но [стало страшно вдруг Татьяне] (А Пушкин). 3 3.Тире, чтобы показать быструю смену событий или резкое их противопоставление. Например: Вот затрещали барабаны и отступили басурманы (М. Лермонтов).
Правила:Примеры: 1)части ССП имеют общий второстепенный член 2)выражены двумя назывными предложениями. 3)выражены двумя неопределенно – личными предложениями 4)выражены двумя безличными предложениями. 5)имеют общее вводное слово 6)оба предложения вопросительные. 7) оба предложения восклицательные. 8)оба предложения побудительные. 1. В спальне было и душно, и жарко, и накурено 2. Хриплый стон и скрежет ярый! 3. Постояли, потолковали и пошли назад. 4.Не нужно злоупотреблять цеховой терминологией или же следует объяснять термины. 5. По сообщениям синоптиков, завтра похолодает и выпадет снег. 6. Это кто такие и что им надобно? 7. Как часто мы встречались вместе и какие вели интересные беседы! 8. Подпустить врага и огонь дать по команде! Запятая не ставится.
Задание: прочитайте данный текст и определите, какова роль ССП в речи. На берегу никого не было дорога то (же) была пуста. То падал как (будто) туман то приспускал косой крупный дождь. В комнате было тихо в доме то (же) не начиналось движение. Зима ли утратила силу прощалась с землей последними, тающими в воздухе снежинками весна ли редкими и робкими дождевыми каплями нерешительно прощупывала землю? Основные сборочные работы ведутся на земле подъемные же краны вступают в дело позднее.
Роль ССП в речи.. Сложносочиненные предложения вместе с другими средствами языка помогают художнику слова более точно, полно, эмоционально выразить состояние его души, его мудрых мыслей. Поэтому ССП чаще встречается в художественном тексте, который интересен огромному количеству читателей
Материалы, использованные при подготовке проекта 1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, Использовал с. 2. Интернет. Использовал страницу