Организация групповой работы на уроках в начальной школе
«Ствол не доходит до всех самых крайних ветвей, но, оставаясь на своем месте, сообщает сок главным,' примыкающим к нему ветвям; те передают его другим, и таким образом сок переходит последовательно вплоть до последних и самых маленьких веток Дерева».
«Одновр еменно учиться и обучать тому, что усвоено», «Все то, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других», «Как можно больше спрашивать, спрошенное усваивать, тому, что усвоил, обучать - эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя».
При групповых методах работы действуют принципы: l Взаимного обогащения; l Обмена информацией; l Активности (исчезает анонимность деятельности); l Использования личного опыта; l Взаимопомощи, взаимоподдержки и личного и личного взаимопонимания; l Ответственности и долга; l Общего анализа деятельности;
Воспитательные задачи при групповой работе : l умение слушать и слышать; l правильно воспринимать обучающую задачу; l умение правильно относиться к своей работе и коллективной; l умение правильно оценивать деятельность свою и своих товарищей; l умение подчиняться правилам поведения в группе; l умение преодолевать трудности, конфликты; l это мощный фактор психического развития учащихся; l общение и совместная деятельность позволяют укреплять друг в друге самостоятельности, независимости; l практикуются контроль и оценка ситуации; возможность равноправия в развитии самостоятельности мысли, личных черт и личной позиции.
Навыки самостоятельной работы l Уметь без систематического контроля, помощи и стимулирования :о стороны учителя работать на уроке и дома. l Уметь организовывать отдельные формы работы и всю учебную деятельность по составленному плану. l Уметь контролировать свое поведение. l Осознавать границы своих знаний и умений, преодолевать границы незнания, разумно сомневаясь.
Правила создания проблемных ситуаций в обучении l Должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. l Задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям. l Задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учеб ного материала. l В качестве проблемных заданий могут служить учебные задачи, вопросы, практические задания и т.п.
Мотивы включения в совместную учебную деятельность l Вместе работать веселее и интереснее. l Общение, положительный настрой, ведь практически все дети имеют опыт коллективных действий игровых или трудовых. l Возможность научиться способам взаимодействия в обучении (при распределении этапов работы). l Лучшее запоминание материала. l Возможность реально видеть, что по каждому действию, задаче и так далее может существовать не одна, а несколько точек зрения. l Возможность сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. l Ребенок начинает проверять самого себя, искать другие варианты действия, сопоставлять их между собой.
Методы группового обучения Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. общественный смотр знаний проводится для проверки, оценки и коррекции уровня знаний за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях
Основные противопоказания l Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности. l Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока». l Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
l Нельзя занимать совместной работой детей более минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости. l Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен «шумомер»- звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума. l Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка)
Дидактическая игра «Работа в группе»
8 = = = = 3 + 5
Прочитайте задачу; Выделите условие и вопрос задачи; Обсудите запись краткого условия задачи; Запишите краткое условие задачи; Решите задачу самостоятельно; Обсудите свой ответ задачи с товарищами;
Отличия группового метода работы от фронтального l В групповом методе (ГМ) учителю нетрудно приспособить к темпу работы каждого ребенка. l Ученик имеет возможность аналитически сравнить работу свою и каждого. l ГМ дает возможность учителю управлять мотивами поведения (через своих помощников). l Воспитание каждого ребенка проходит незаметно для него через общение в группе и в воспитании поведения в малой группе l В ГМ дети учатся вести диалог l ГМ регулирует взаимоотношения в группе. l ГМ воспитывает положительное отношение к учебе, к умственному труду в целом. l ГМ формирует навыки самостоятельной работы. l ГР формирует учебный мотив.
Плюсы группового обучения : психологический комфорт в общении; воспитательное значение; создание творческого характера мышления в работе; возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при обращении к окружающим сотрудникам; возможность добывать знания самостоятельно; момент игры; возможность открыто помогать друг другу; учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся; отсутствуют дисциплинарные нарушения; учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.
Проблемы и трудности группового обучения, которые определяют задачи для дальнейших исследований: охват объема знаний каждым ребенком; проблема личной победы; темп работы - нет времени на «подумать»; учет личного вклада в коллективную деятельность; внутригрупповое распределение.
Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы: нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; групповая работа должна занимать не более минут в I – II классах, не более минут – в III – IV классах; нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик); нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.