Каким должен быть современный УМК по обществознанию?
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНИКОВ В РФ: начало 1990х - были хоть какие-то учебники вторая половина 1990х - больше учебников хороших и разных начало 2000х – появление ФПУ, выстраивание содержательных линий вторая половина 2000х – «успеть» (сдать рукопись, пройти ФЭУ, попасть в ФПУ, занять нишу….) + ориентация на ЕГЭ сегодня? Пришло время качественной конкуренции. Мы везде успели – пришло время создавать ОТЛИЧНЫЕ учебники и УМК Но то это значит?????
СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ "Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие." "Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержана, просто ужасна"
СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ "Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек". "Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру".
АВТОРЫ Сократ ( гг до н. э.); Гесиод (ок. 720 г. до н. э.); египетский жрец (2000 лет до н. э.) ; на глиняном горшке древнего Вавилона (III тыс. до н.э.)
ЧТО ДЕЛАТЬ ? ПРЕФИГУРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА РАБОТАТЬ ДЛЯ ЭТИХ ДЕТЕЙ И С ПОМОЩЬЮ ЭТИХ ДЕТЕЙ
ПЛАН: 1.Какие документы определяют развитие школьного образования в современной РФ 2.Что в этих документах определяет развитие обществоведческого образования? 3.Как в реализации этих требований может и должен помочь УМК по предмету?
Документы, определяющие развитие школьного образования в современной РФ Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Фундаментальное ядро содержания общего образования Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки («Дорожная карта» развития российского образования до 2018 года) Профессиональный стандарт учителя Закон об образовании РФ
ВЫВОДЫ Комплекс документов Новое качество документов Необходимость реализации документов Обществоведческое содержание документов
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Основные проблемы внедрения ФГОС Раньше сроков Методологическая основа – системно-деятельностный подход Через требования к уровню подготовки Разработчикам КИМов
Отражение в учебниках: СИСТЕМА ЗАДАНИЙ РУБРИКИ ПАМЯТКИ
14 Рубрика Резуль тат Сущность требованияПример заданияПример темы Познаю себя Л6* Развитие морального сознания Рубрика «Что Соня делала неправильно?» Стр. 102 Конфликты братьев и сестер Л2 Ценностное ответственное отношение к труду и учению Стр. 115 В чем состоят ваши домашние обязанности? Почему вы их выполняете? Стр. 110 Домашний труд подростка и его значение П2 Использование знаний и опыта для определения собственной активной позиции, для решения жизненных задач Стр. 109 Какие из семейных традиций, описанных в параграфе, вы хотели бы перенять? Стр. 119 Что мы покупаем? П3Доброжелательное отношение к людям, толерантность, готовность к диалогу Можем ли мы сказать, что «совы» лучше «Жаворонков» или наоборот? Стр. 38 Люди с ограниченными возможностями здоровья
Рубрики соответствуют требованиям ФГОС
Алгоритмы учебной деятельности
Оценка ФГОС Нет содержания ? Не прописаны способы оценивания ? В других документах!!!!
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Сущность предмета обществознание (стр. 23) обществознание включает в себя школьные основные и факультативные курсы, систему внеклассной и клубной работы, связанные с получением учащимися представлений о нормах и правилах жизни в обществе, об общественных отношениях и их закономерностях, о процессах общественного развития, направленности изменений, месте своем и своей страны в окружающем мире и др.
Основные цели ОО: Формирование гражданской идентичности Освоение социальных ролей Участие в общественной жизни и реализации социальных проектов
Структура содержания: Человек и его индивидуальность Человек в семейных отношениях Человек в социальном взаимодействии Человек в экономических отношениях Человек в политической жизни
Структура содержания: Правовая составляющая не выделяется в качестве отдельной области, а становится рамкой для реализации человеком своих потребностей при взаимодействии с другими людьми и социальными институтами
НОВОЕ В СОДЕРЖАНИИ: Здоровый образ жизни. Безопасность. Ориентиры достижения жизненного успеха. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Презумпция невиновности…. Недействительность брака. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Мигранты и социальная напряженность. Средний класс. Манипулирование сознанием и способы противостояния. Языковая политика….
Социальная ответственность бизнеса. Суверенитет. Национальная безопасность. Федеративное устройство и федерализм. Сепаратизм. Терроризм. Пацифизм. Коррупция…. Виртуальная реальность. Многообразие и глобализация. Интернет в политической и экономической сферах жизни…. НОВОЕ В СОДЕРЖАНИИ:
ВЫВОДЫ: не меньше более дробно более актуально НОВОЕ В СОДЕРЖАНИИ:
Отражение в учебниках: Наша структура (не соответствует только право) Сохранение элементов сфер (РТ) Новые темы Актуализация материала через УМК (сайт)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ: 1.Вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся 2. Объектом оценки выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах 3. Складывается из промежуточной и итоговой
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ: А) ПРОМЕЖУТОЧНАЯ внутренняя совместная должна отражать динамику личных достижений ученика
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ: Б) ИТОГОВАЯ внешняя оценивает возможность продолжения образования объект – выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «выпускник научится» в ОП
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ: 4. комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных 5. уровневый подход 6. оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения»
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ: метод сложения:
ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ: 1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: 1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; 2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; 3) прилежании и ответственности за результаты обучения; 4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования; 5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ: не выносится на итоговую оценку обучающихся является неперсонифицированной
ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии
СПОСОБ ОЦЕНИВАНИЯ: защита итогового индивидуального проекта (выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету )
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ: обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема должна быть утверждена (уровень утверждения определяет образовательное учреждение); план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность
ОТДЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ: Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем сформированность предметных знаний и способов действий сформированность регулятивных действий сформированность коммуникативных действий
УРОВНИ ОЦЕНИВАНИЯ: БАЗОВЫЙ И ПОВЫШЕННЫЙ (полностью расписаны в таблице на стр ) при выдающихся проектах дается «особое итоговое заключение»
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТКИ: выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле в документ государственного образца об уровне образования аттестат об основном общем образовании отметка выставляется в свободную строку учитывается при приеме в профильные классы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ: максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев) достижение повышенных уровней соответствует получению 79 первичных баллов (отметка «хорошо») или 1012 первичных баллов (отметка «отлично»)
ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Оценивается динамика Механизм – накопительная система оценки При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы: стартовой диагностики; тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам; творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты. ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ:
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТКИ: 5 уровней!!! Реальная 5 балльная система: Высокий - 5 Повышенный - 4 Базовый – 3 (50% заданий базового уровня или от всех баллов) Пониженный – 2 Низкий – 1 (подробно расписано, что им соответствует)
Отражение в учебниках: Организация проектной деятельности Много нетрадиционных уроков, предполагающих накопительную систему оценки Задания по взаимному оцениванию Материалы по соединению учебной и внеучебной деятельности, основного и дополнительного образования
Концепция духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ
Главная цель - – формирование российской гражданской идентичности Национальная идентичность разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба
Этапы формирования ДНК Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни культурно-регионального сообщества культуры своего народа российской гражданской нации мирового сообщества
Пути формирования ДНК: Организация социально открытого пространства духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера педагога; социально-педагогического партнёрства; индивидуально-личностного развития; интегративности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания
Отражение в учебниках:
1 ступень – семья: целая глава «Вечер в семейном кругу» (9 параграфов, посвященных различным аспектам жизни пятиклассника в семьи) заканчивается индивидуальным исследовательским мини-проектом: «Семейный портрет»
2 ступень – региональное сообщество Школа: целая глава 2 (5 параграфов, посвященных «Рабочему дню пятиклассника» – организации школьной жизни Итоговый коллективный проект в конце изучения курса «Мой микрорайон» Задание 7 стр 83: Есть ли в вашем городе театр?.....
3 ступень – народы России.Темы: «Особенности семейных традиций разных народов России» «Кто твои родственники?» Зад стр.41 Что позволяет народам России в течение многих столетий жить в мире и согласии?
4 ступень – российская гражданская нация стр 46 пункт «Юный гражданин» Понятия: гражданин гражданственность патриотизм Различные задания, в том числе работа со стихами и песнями
5 ступень – Россия в культуре народов мира завтраки, школьная форма, системы отметок семейные традиции народов мира, пословицы и поговорки народов мира; школьный урок, СМИ, домашние животные в истории народов мира, международные праздники и организации, глобальные проблемы (экологические), шедевры мирового искусства
Дорожная карта …. Изменения в общем образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки («Дорожная карта» развития российского образования до 2018 года)
В системе общего образования: корректировка основных образовательных программ с учетом российских и международных исследований образовательных достижений школьников программа подготовки и переподготовки современных педагогических кадров (модернизация педагогического образования) разработка и внедрение системы оценки качества общего образования
МЕРОПРИЯТИЯ: по результатам участия в международном сопоставительном исследовании по исследованию качества чтения и понимания текста (PIRLS) Срок реализации г. по результатам участия в международном сопоставительном исследовании по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) Срок реализации – 2015 и 2018 г.
Отражение в учебниках Задания на работу с дополнительными текстами разных видов Исследовательские задания (подсказки)
Профессиональный стандарт учителя
Главное профессиональное качество - которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ (готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений)
Новые профессиональные компетенции учителя: Готовность принять разных детей. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. Уметь общаться с детьми, понимая их и признавая их достоинство. Вовлекать в работу всех, в том числе: одаренных учащихся; детей в условиях инклюзивного образования; учащихся, для которых русский язык не является родным. учеников с девиантным поведением, зависимых социально запущенных и уязвимых много заданий на коммникацию Особый акцент на воспитание (стихи и тренинги)
Новые профессиональные компетенции учителя: Умение сотрудничать с другими педагогами и специалистами. Уметь читать их документацию (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Уметь привлекать семью к решению вопросов воспитания и развития ребенка
Новые профессиональные компетенции учителя: Знание общих закономерностей развития личности, владение элементарными приемами психодиагностики, осуществление мониторинга личностных характеристик ребенка. Выявлять разнообразные проблемы детей, оказать адресную помощь ребенку. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
Новые профессиональные компетенции учителя: Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, проводить профилактику насилия в школе. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. Поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
Новые профессиональные компетенции учителя: Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) Проектировать ситуации, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций, музейной педагогики. Оказывать поддержку в организации ученических органов самоуправления. Создавать детско-взрослые общности.
Новые профессиональные компетенции учителя: Иметь высшее образование. Формировать ключевые компетенции. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения)
Условия: Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей Стандарт должен соответствовать международным нормам и регламентам. Должен быть ориентиром, а не кнутом. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки
Оценка посредством внутреннего аудита (через посещение уроков, результативный опрос, выслушивания, наблюдения и анализ документов) (отдельный Стандарт для учителей русского языка и математики)
Отражение в учебниках: Организация сотрудничества: межпредметные связи (надо вместе с коллегами) задания для родителей задания на привлечения различных социальных партнеров Максимальная помощь учителю (разгрузка): элементы методического пособия, урок-сценарий НО ориентация на творческого учителя – методическая хрестоматия, а не органайзер функциональность – разделение основного и дополнительного материала, видов терминов, нумерация….