.
в современной педагогике дидактические принципы системы Л. В. Занкова звучат так: 1) обучение на высоком уровне трудности; 2)включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции изучение материала быстрым темпом); 3) сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции ведущая роль теоретических знаний); 4) осознание школьниками процесса учения; 5) развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.
Анализ урока 1.Дидактический стержень урока - преобразующая деятельность учеников. Они наблюдают, анализируют, сопоставляют, сравнивают, группируют, проводят аналогии. 2. Что делали на уроке дети, как трудилась их душа. Привлечение к работе всех. 3. Как соединена работа над усвоением знаний с работой над развитием детей: не вести детей на «коротком поводке». Не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование была направлена работа. 4. Характер и постановка вопросов. 5. Как был организован поиск, совместный поиск. Взаимообщение, диалогичность.
а) как жили познанием? (Увлеченность, одержимость знаниями, а не оценками.) б) в урок включен не только ум, но и чувства. Пережитые знания превращаются в убеждения. в) как познание соединено с эмоциями? Эмоционально пережитое лучше усваивается. 7. Как шло повторение? Стояли ли на месте, многократно повторяя, или прибавляли каждый раз новые знания. 8. Гибкая форма урока. Работать не от плана, а от детей. 9. Высокий уровень трудности, но с соблюдением меры. 10. Использование предшествующего опыта детей.
11. Вся работа учителя направлена на осознание детьми знаний. 12. Постоянный контроль за усвоением знаний. 13.Общение детей с детьми, учителя с детьми. Характер общения влияет на процесс обучения и развития. Не принижать детей за неправильный ответ. 14. Воспитание шло косвенно, незаметно. Единство знания, развития и воспитания. 15. Личность учителя на уроке. Умение вызвать удивление, радость от успеха, похвалить за первые ростки самосознания и т. д.
ЗАНКОВСКИЙ ЛИ Я УЧИТЕЛЬ? Условия: Прочитать каждое предложение теста и оценить себя баллами балла - если полностью согласны, полное соответствие. + 1 балл - да, есть, но не всегда. О баллов - сомневаюсь. - 2 балла - категорически нет. - балл - скорее нет, чем да. 1. Я умею выдержать паузу после формулирования вопроса, что бы не мешать детям думать, принимать решение. Свое обращение начинаю с вопроса: -Что скажете? Что думаете? и т. д. 2. Я умею организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех, смог выполнять работу относительно самостоятельно. 3. Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, даю поле свободы. 4. Я никогда не повторяю ответы детей, «литературно» обрабатывая их мысль. 5. На моих уроках дети имеют возможность задать вопрос, высказаться по своей инициативе, чувствуют себя спокойно и естественно. -
6. Я считаюсь с желаниями детей продолжить тот или иной вид работы, если дети испытывают состояние вдохновения, творчества даже если это не предусмотрено планом урока. 7. Я умею радоваться ошибкам детей, т. к. эти ошибки ставят вопросы, проблемы перед классом. 8. Я владею активными методами и формами работы (игровыми, театрализациями, тренингами и т. д.), т. к. они активизируют мышление детей 8. Я владею активными методами и формами работы (игровыми, театрализациями, тренингами и т. д.), т. к. они активизируют мышление детей. 9. Я владею нестандартными методами укрепления нервно-психического здоровья детей (релаксацией, точечным массажем, пополнением энергетики из природы и т. д.). ;
10. Я могу снять раздражение, гнев, агрессию ребенка, умею переключить, его внимание, заинтересовать учебной деятельностью. 11. Я являюсь для своих детей товарищем, партнером, единомышленником в их учебных и внеклассных делах. Избегаю быть диктатором. 12. Я стараюсь понять сильные стороны личности своих детей, даю понять, что вижу их достоинства, независимо от их успехов в учении. 13. Я умею насытить школьную жизнь детей разнообразной творческой деятельностью, чтобы каждый имел возможность реализовать свои сильные качества личности. 14. Я учту детей анализировать чувства, логику поступков не только литературных героев, но и свои, своих товарищей и взрослых 14. Я учту детей анализировать чувства, логику поступков не только литературных героев, но и свои, своих товарищей и взрослых.
15. Я поощряю детей к интеллигентному, открытому выражению чувств. 16. Я формирую умение каждого увидеть и оценить индивидуальность каждого. 17. Я стараюсь поддерживать симпатии детей друг к другу, помогать каждому найти друга. 18. В учебной деятельности постоянно возникают ситуации, когда общение детей друг с другом идет без моего вмешательства. 19. Мои дети владеют коллективными приемами решения проблем, умеют слушать друг друга, не блокировать идеи других, умеют чужие идеи развить и обогатить 19. Мои дети владеют коллективными приемами решения проблем, умеют слушать друг друга, не блокировать идеи других, умеют чужие идеи развить и обогатить. 20. Я не злоупотребляю оценочными методами и оценочными суждениями.
Подведение итогов. Общую сумму баллов разделить на 20, таким образом вы получите среднее арифметическое. Выводы: 1) Если результат от 2 до 1,1 балла, то вы: - демократичны как учитель; - владеете педагогикой сотрудничества, методикой развивающего обучения; - правильно понимаете и учитываете в работе индивидуальные особенности ребенка; - стимулируете развитие коллектива; - дети и учитель испытывают интерес друг к другу. НО: Подумайте, не завышена ли самооценка. 2) Если результат от 1 до 0,1 балла, то: - учитель овладевает методикой развивающего обучения; - по некоторым позициям сильны традиционные подходы; - следует давать детям больше возможности к самостоятельности и творчеству. 3) Если результат от 0 до 0,9 балла, то: - следует серьезно переосмыслить свое отношение к детям; - вы авторитарны, высокого результата ни в обучении, ни в развитии иметь не будете. 4) Если результат от -1 до -2 баллов, то: - вы авторитарны, слишком опекаете детей; - вам следует изучить труды по развивающему обучению, заняться педагогической техникой - вам следует изучить труды по развивающему обучению, заняться педагогической техникой.