Методика разработки заданий для комплексных (межпредметных) соревнований учащихся начальной школы ПОГРЕБНЯК ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования НИПКиПРО
Ключевые вопросы Зачем? Что? Как? Смыслообразующая Техническая Содержательная
Технологические навыки Личностные качества Коммуникация и работа с информацией Критическое мышление Сотрудничество Креативность НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА Схема А. М. Кондакова, член-корр. РАО, д.п.н.
Критическое мышление (умения) формулировать вопросы (уточняющие, восполняющие и т.д.) анализировать и делать выводы устанавливать аналогии (метафоричность) выстраивать причинно-следственные отношения сравнивать – сопоставлять – противопоставлять аргументировать и находить контраргументы обобщать и оценивать использовать различные типы логики (индуктивная, дедуктивная)
Креативность (умения) видеть противоречия, требующие разрешения генерировать большое количество идей продуцировать редкие оригинальные решения делать осознанный выбор формулировать свои мысли
Работа с информацией (умения) анализировать структурировать интерпретировать переформатировать обобщать
Личностные качества (умения) упорство настойчивость ответственность рефлексия управление собственным поведением и эмоциями А. М. Кондаков, член-корр. РАО, д.п.н.
Принципы разработки заданий условие не громоздко и доступно для восприятия задание оригинально и содержит элемент нестандартности дает возможность привлечь знания различных дисциплин отсутствуют термины и понятия, выходящие за пределы изучаемых в рамках базового уч. плана предметов межпредметно и включает в себя интеграцию различных умений может иметь ни один верный ответ
Ключевое умение: анализировать и делать выводы Ваня и Миша разного роста. Они играют в хоккей. Коля одного роста с Ваней и любит кататься на санках. Где какой мальчик?
Анализировать и делать выводы + сравнивать – сопоставлять – противопоставлять + делать осознанный выбор Ваня и Миша разного роста. Они играют в хоккей. Коля одного роста с Ваней и любит кататься на санках. Где какой мальчик? Дорисуй картинку так, чтобы можно было ответить на вопрос задачи. Подпиши имена ребят.
Ключевые умения: формулировать вопросы, генерировать большое количество идей Запиши, какие вопросы задают ребята своему учителю?
Эрик Ландау Куда дальше? Вопрос, ориентированный на будущее. Что правильно, а что нет? Оценочный вопрос. Что было бы, если бы? Воображаемый вопрос. Что я чувствую, что я знаю? Субъективный вопрос. Почему, кто, как, что делает? Каузальный вопрос. Кто, как, что, где, когда? Описательный вопрос.