Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема урока: «Зимние изменения в неживой и живой природе. Невидимые нити в зимнем лесу» 2 класс Учитель: Паршина Валентина Ивановна.
Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает?
Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи.
Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом.
Зима – трудный период в жизни зимующих животных. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюгу.
ЗИМНИЙ КАЛЕНДАРЬ 14 ДЕКАБРЯ. Наум-грамотник. 19 ДЕКАБРЯ. Никола чудотворец. 7 ЯНВАРЯ. Рождество. 14 ЯНВАРЯ. Васильев день. 19 ЯНВАРЯ. Крещение Иисуса Христа. 4ФЕВРАЛЯ. Тимофей- полузимник. 15ФЕВРАЛЯ. Сретенье.
НАЗОВИТЕ ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ
ДЕКАБРЬ Декабрь год кончает, зиму начинает. В декабре мороз нарастает, зато день прибывает. Мороз невелик, а стоять не велит.
ЯНВАРЬ Месяц январь – зимы государь. Январь – ломонос: береги свой нос. В январе холода над землёй повисли.
ФЕВРАЛЬ В феврале два друга – мороз да вьюга. Бури да метели под февраль налетели. Февраль рисует, малюет, красну весну встречает.
Загадки зимы
Летели серые гуси, нароняли белого пуха. На всех садится, Никого не боится.
Лежал, лежал, да в реку побежал. Что вверх корнем растёт?
Всё лето стояли, зимы ожидали, Дождались поры, помчались с горы. Жил я посреди двора, Где играет детвора. Но от солнечных лучей Превратился я в ручей.
Как зима отразилась на жизни растений и животных?
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу. Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу.
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев.
К зиме белочка делает съестные припасы. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут ее...
Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
Охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами.
Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.
Прежде, чем лечь в берлогу, медведь путает свои следы, петляет по бурелому, воде.
Берлогу выстилает травой, сухим папоротником. Ложится головой к выходу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищу не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Если медведя разбудить. То он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь-шатун.
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный. Кто зимой холодной Ходит злой, голодный.
Логово волки устраивают в расщелинах скал, в нишах, на склонах оврагов, под вывернутыми корнями деревьев. Иногда приспосабливают норы других зверей, реже роют их самостоятельно. Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км. Волк активен ночью, питается любыми животными. Голодный волк, способен съесть до 10 кг мяса.
Волки, как правило, живут в стаях, состоящих из 6-10 особей. Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее. Преследуя добычу, волки разделяются на небольшие группы.
Шапка бегает в бору И стволов грызёт кору. Шапка бегает в бору И стволов грызёт кору.
Запасов на зиму не делает. Обгладывает кору молодых осинок, грызёт тоненькие веточки.
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.
Зимой лось чаще держится в смешанных и хвойных лесах, с густым подлеском и хорошим молодняком. Летом 5–6 периодов питания у него чередуются с периодами покоя. Почти повсюду посещает солонцы, где пьет солоноватую воду и грызет богатую солью почву.
Зимой им мешает двигаться снежный покров. В это время года стадо лосей нередко находится на одном участке, величиной несколько гектаров (охотники называют такие места стойбищем или двором лосей). Зимой лось нередко становится жертвой своего главного естественного врага волка, реже медведя.
Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. Кто там ловко и упорно Лазит острым клювом вниз? Это поползень проворный Перед стайкою синиц. У опушки в старых ёлках От зари и до зари Разговор ведут чечётки, Громко вторят снегири. Пёстрый дятел крикнет громко, Разогнав лесную тишь, А на вырубках, на липах, Отзовётся бойкий чиж.
Я б могла ещё так много Про лесных сказать певцов, Как средь стужи и морозов Вывел клёст своих птенцов. Как с утра и до заката На репьях гостят щеглы, И торопятся куда-то Ярко-красные щуры.
ЗИМАМОРОЗЫ Теплый мех НЕТ КОРМА Впадают в спячку, используют летние запасы СНЕГ Смена окраски
Как ты можешь помочь птицам перенести трудное время?
РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ ЖИВОТНЫЕ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ ЖИВОТНЫЕ, КОТОРЫЕ ВПАДАЮТ В СПЯЧКУ ЖИВОТНЫЕ, КОТОРЫЕ ИЩУТ КОРМ
Источники: 1.Animashky.ru c Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия Учебно-воспитательная работа в начальной школе – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.1/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.2/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000