Приёмами ландшафтной композиции является ритм, симметрия, асимметрия, контраст нюанс.
.примером ритмического повторения отдельных элементов и растений могут служить аллеи.
Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элов 4-6 раз. Но до определенного предела т. к. может возникнуть ощущение монотонности. Чтобы избежать утомления в ритмические повторения включают скульптуру, цветники, фонтаны, чередуют группами различных видов растений.
Представляет собой сильно выраженное различие объектов по одной или контрастным признакам – по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, свету и тени и т. д. можно использовать несколько контрастных признаков, но контраст не должен быть слишком резким и частым.
Наименование древесной породы Окраска листвы (хвои) по сезонам весналетоосень Рябина обыкновенная Светло- зеленая Ярко- зеленая, белые соцветия Желто- оранжевая, красные ягоды Пихта бальзамическая Темно- зеленая Темно-зелена
Наименование древесной породы Форма кроныПлотность кроны Окраска коры Рябина обыкновенная овальнаяажурнаясерая Пихта бальзамическая конусовиднаяплотнаятемно- коричневая Если контрастное сочетание в ландшафте будет встречаться часто, то выразительность группы будет значительно снижена.
Возникают во время движения, поэтому впечатление от ландшафта в значительной мере зависит от предшествующих впечатлений. Кулисы, группа деревьев или кустарников, небольшой массив, ограничивающий вид на открытое пространство. Зеленые кулисы бывают глухие и ажурные.
Построение ландшафтной композиции, обязательное сочетание контраста и нюанса. Нюанс представляет собой тонкий переход, едва уловимое отличие форм, красок, пространств. Нюансные соотношения предназначены для наблюдения с очень близких расстояний- они требуют тщательной проработки.
Чаще всего в ландшафтной композиции используются цветовые нюансы, например : в древесной группе могут применяться породы контрастные по ряду признаков, например форма кроны, но с нюансными оттенками, например со схожестью по плотности кроны, по окраски листвы.
НаименованиеФорма кроныЦвет кроны Контрастные признаки Ива белая (плакучая форма) ПлакучаяКоричневый Тополь белый (пирамидальная форма) колоновиднаясерый НаименованиеПлотност ь кроны Окраска листвы по сезонам Нюансные соотношения признаков весналетоосень Ива белая (плакучая форма) средняяЗеленова то- серебрис тая Желтовато -серая Тополь белый (пирамидальная форма) средняясераяТемно- зеленая сверху, белая снизу Желто- серая
Гармония и равновесие в ландшафтной композиции могут быть достигнуты в результате использования двух приемов симметрии и асимметрии. При ассиметричном композиционном решении формируется динамическое равновесие- это когда объекты разной по своему колориту величине и форме размещаются таким образом, что создаётся впечатление гармонии.
Например: Сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения уравновешивается суммой контрасных элементов с другой стороны.
Для симметричной планировки характерны внесение упорядоченности, строгости, четкое осевое деление территории, где одинаковые основные элементы композиции, а так же и более мелкие части и детали располагаются на равном удалении от главной осевой композиции, что создаёт впечатление торжественности.
Лесок партер
Булингрин бассейн Булингрин- незначительное понижение до 50 см прямоугольного участка газона с пологими откосами, дополнявшиеся обсадкой по контуру высокими деревьями.
Используют два вида пропорциональности: модульную систему и «золотое сечение». В модульной системе за основу берется определенная исходная величина- модуль, от лат. мера. В паркостроении с её помощью добиваются соразмерности площадей, правильности их форм.
1:1 1:2 1:3 1:4 У таких площадей длинна большей из двух сторон должна быть кратна длина меньшей стороны модуля, это относится к площади всего участка и к его составным частям – посадки, газоны, цветники, постройки. Соотношение модульной системы, это 1:1, 1:2, 1:3, и т.д.
Модулями могут быть небольшие площади определенной конфигурации: ромбы, квадраты, шестигранники. Организуя их рядом друг с другом в разных сочетаниях устраивают особые типы цветников- модульные.
«Золотое сечение» считается близкой к идеальной, наиболее гармоничной пропорцией. На парковых территориях это прямоугольная площадка или площадь.Деление отрезка прямой по золотому сечению. BC= 1/2 AB; CD= BC
. Суть золотого сечения: общая длинна двух сторон прямоугольника- должна относится к длине большей стороны как эта большая сторона относится к длине меньшей из данной двух сторон.
Подобное соотношение получают на основе чисел Фибоначчи каждое из которых равно сумме двух предыдущих по отношению к ним цифр. Ряд чисел Фибоначчи начинается с 3, далее по ряду следует 5(2+3), 8 ( 5+3), 13( 8+5), 21(13+8), 34(21+13)- каждые два соседних числа Фибоначчи обеспечиваются соотношение сторон прямоугольной фигуры выражающие «золотое сечение»..
Соотношения эти получаются одинаковыми при расчетах, при любой паре соседних чисел приведённого ряда, так по числам 3и5 сумма которых равна 8, получаются следующие результаты: 8:5=1,6; 5:3=1,6 и т.д. 3:5 5:8
Считается, что любая плоская фигура стороны которой соотносятся по правилу золотого сечения является строго пропорциональной и правильной, близкой к идеальной. Золотое сечение используется при проектировании чётких геометрических и гармоничных партерных участках с размещением на них посадок разных форм растений газонов, бассейнов, цветников, и пр., а так же при проектировании зданий залов и комнат в них.
Геометрическое изображение золотой пропорции Рис. 2. Деление отрезка прямой по золотому сечению. BC= 1/2 AB; CD= BC Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a : b= b : c или с : b= b : а.
Золотое сечение было особенно популярно в эпоху Возрождения. Выбирая размеры самой картины, старались, чтобы ее стороны находились в золотом отношении. Такой прямоугольник стали называть золотым. Этот термин впервые ввел Леонардо да Винчи. Примером такого прямоугольника служит картина Сальвадора Дали Тайная вечеря.
Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова. Я не робщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги, Или мешать царям друг с другом воевать; И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов иль чуткая цензура В журнальных замыслах стесняет балагура. Все это, видите ль, слова, слова, слова. Иные, лучшие мне дороги права; Иная, лучшая потребна мне свобода: Зависеть от властей, зависеть от народа – Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому. Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. - Вот счастье! Вот права...